Когда
творить добро (исцеление женщины, имевшей духа немощи). Неделя 27-я по
Пятидесятнице
В одной из синагог учил Он в
субботу.
Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была
скорчена и не могла выпрямиться.
Иисус, увидев её, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от
недуга твоего.
И возложил на неё руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога.
При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу,
сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходи'те
исцеляться, а не в день субботний.
Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола
своего или осла от яслей в субботу и не ведёт ли поить? сию же дочь Авраамову,
которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от
уз сих в день субботний?
И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ
радовался о всех славных делах Его (Лк. 13, 10-17).
Блаженный Феофилакт Болгарский
О женщине, имевшей духа
немощи
(«Толкование на Святое Евангелие»)
Недуг
этот с упоминаемою женщиною случился по насилию диавольскому, как и Господь
говорит: «которую связал сатана вот уже восемнадцать лет». Быть может,
сатана мучил её потому, что она оставлена была Богом за какие-нибудь
преступления. Ибо он, когда попущается ему свыше от Бога, причиняет
всевозможные неприятности телам людей (Иов. 2, 6. 7). Он и в начале был
виновником того, что мы лишились нетления, в котором были созданы (Прем. Сол.
2, 23), и что мы соединены теперь с телом болезненным и способным к недугам.
Ибо мы это разумеем под кожаными ризами (Быт. 3, 21). Господь самым
богоприличным и полновластным повелением прогоняет болезнь этой женщины и
возлагает на неё руки, дабы мы познали, что силу и действие Слова носила эта
святая плоть. Ибо она была собственная Его плоть, а не другого кого,
существующего отдельно от Него и собственнолично, как представляется
нечестивому Несторию. Такова благость Господа, и так Он помиловал создание
Свое! А сатана, сначала связавший женщину, в досаде на ее освобождение, так как
он еще более зла желал причинить ей, связывает завистью начальника синагоги и
его устами хулит чудо. Так он везде противится добру! Сей негодует на то, что
исцеление совершено в субботу, но Господь обличает его прекрасным примером
неразумных животных. Посему не только он, но и все прочие, противившиеся
Иисусу, стыдились при таких словах Его. Ибо очень неразумно было возбранять
исцеление человека в субботу потому, что будто бы в субботу предписано хранить
бездействие. Итак, противившиеся Иисусу стыдились этих слов Его, а народ
радовался о делах Его. Тогда как те не радовались о делах, но растаевали
завистью при чудесах Христовых, народ, получая пользу от знамений, пользуясь
исцелениями, радовался. — Понимай, пожалуй, чудеса эти и относительно
внутреннего человека. Ибо душа бывает скорчена, когда она склоняется к
заботам только о житейском и не помышляет ни о чем небесном или божественном.
Почему и говорится, что она болит восемнадцать лет. Ибо кто погрешает в
соблюдении заповедей закона Божия, которых «десять», и слаб в уповании на
«восьмой» век, о том говорится, что он скорчен восемнадцать лет. Ужели не
скорчен тот, кто, будучи привязан к земле, и постоянно согрешая, нарушает
заповеди и не принимает будущего века? Но Господь исцеляет такую душу в субботу
и в синагоге. Ибо когда кто соберёт в себе помыслы исповедания (ибо Иуда
означает исповедание) и будет хранить (субботу), то есть бездействие во зле, тогда
Иисус исцеляет его не словом только, говоря ему: освобожден ты от недуга
своего, но и возложением рук.
|