Вот мы
стоим, дорогие братья и сестры, у предверья Великого Поста. Этот пост
называется духовной весной. Как природа сейчас пробуждается от зимней спячки,
всё оживает, согревается, расцветает - так и наша душа должна пробудиться от
спячки греховной, ожить, согреться лучами покаяния, расцвести добродетельми,
приготовиться к встрече светлого и радостного Христова Воскресения. Но в
природе, прежде чем произойдет весеннее обновление, сперва должен растаять
снег, должен тронуться лед на реках и озерах. То же самое мы должны сделать и с
душой - растопить сковывающий ее лед вражды, обиды, злобы, раздражения. Именно
для этого на пороге Великого Поста Церковь и предлагает нам умилительный чин
прощения.
Почему так
важно и необходимо вступить в Великий Пост примиренными? Святой Апостол Иоанн
Богослов объясняет нам в одном из своих посланий, что если кто-либо из нас
говорит, что любит Бога, а ближнего своего ненавидит - такой человек является
лжецом. Почему?
Потому-что
тот, кто не любит своего ближнего, которого он видит, как же может любить Бога,
Которого не видит? И поэтому всякий, кто действительно любит
Бога, будет любить и людей, Божие творение.
Но как же
нам все-таки любить этих людей, которые нас обижают, раздражают, которые бывают
такими грубыми, неприятными, противными? Этот вопрос мы можем практически
разрешить двумя этапами. Первый этап - нужно внимательно и совершенно
объективно посмотреть на самих себя, проверить свое собственное душевное состояние.
Сам Господь говорит нам: «что ты смотришь на сучок в глазу брата твоего, а
бревна в своем собственном глазу не видишь? Сперва вынь бревно из своего глаза,
а тогда будешь знать как вынимать сучок из глаза брата своего». Это значит, что
вражды и ссоры в первую очередь возникают от наших собственных грехов, главным
образом от гордыни, самолюбия и зависти. Может быть наш ближний не посчитался с
нами, не похвалил нас, не признал наши таланты? И вот мы уже с ним враждуем,
потому-что ущемлена наша гордыня, оскорблено наше самолюбие, возбуждена наша
зависть. Но тут мы должны честно признать, что вина-то в нас самих. И если мы
очистим себя от превозношения, наполним сердце смирением, то и
враждебный нам человек вдруг покажется нам более приятным, добрым, дружеским.
Но допустим мы честно себя проверили и очистили, а ближний наш все-же
остается для нас неприятным и враждебным? Тогда мы переходим ко второму этапу,
который состоит из умения отличать самого человека от его грехов. В таком
случае мы должны стараться любить человека, а нелюбить его грехи.
Это подобно тому, как мы смотрим на розу - прекраснейший цветок, но имеющий
колючие шипы. Мы осторожно держимся от шипов подальше, а самой розой
наслаждаемся. У нас должно быть такое же отношение и к людям - видеть хорошие
стороны человека, а от плохих удаляться, и даже больше того - плохие стороны
покрывать жалостью, состраданием. Нужно именно жалеть всякого человека,
находящегося в озлоблении, зависти и т.п.; ведь этот человек в духовной беде,
нужно ему помочь своей любовью и пониманием, а не ссориться с ним.
С Прощенным воскресением возлюбленные во Христе
братья и сестры!!!
|