Происхождение честных древ Животворящего Креста Господня
14 августа, в первый день Успенского
поста, Православная Церковь празднует происхождение (изнесение) честных древ
Животворящего Креста Господня.
С того времени, как Сын Божий освятил Крест Своими страданиями, в нем стала
проявляться необыкновенная чудодейственная сила. О ее проявлении
свидетельствует и история праздника.
. В греческом
часослове 1897 года так объясняется происхождение этого праздника: «По причине
болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в
Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для
освящения мест и в отвращение болезней. Накануне (31 июля(13 августа по новому стилю)), износя его из царской
сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой церкви (в честь Святой Софии –
Премудрости Божией). С настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы,
творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и
есть предъисхождение Честного Креста».
В Русской
Церкви это празднество соединилось с воспоминанием Крещения Руси 1 августа(14 августа по новому стилю) 988 года. В «Сказании действенных чинов святыя соборныя и
апостольския великия церкви Успения», составленном в 1627 году по повелению
Патриарха Московского и всея Руси Филарета, дается такое объяснение праздника 1
августа(14 августа по новому стилю): «А
на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и
просвещения ради людского, по всем градам и весем».
Известие о
дне Крещения Руси сохранилось в хронографах ХVI века: «Крестися князь великий
Владимир Киевский и вся Русь августа 1».
По принятому
ныне в Русской Церкви чину малое освящение воды 1 августа (14 августа по новому стилю) совершается до или после
литургии. По
традиции вместе с освящением воды совершается освящение меда. Поэтому в
народе праздник получил название «Медовый Спас».. С этого дня благословляется
вкушение его нового сбора.
Маковеи
Сюжетом
15-го Слова учений Григория Богослова стал подвиг мучеников Маккавеев, память
которых также совершается 14 августа.
О мучениках Маккавеях повествуется во 2-й Книге Маккавеев в Библии, известно
также отдельное сочинение на эту тему Иосифа Флавия. События, о которых идет
речь, относятся «к периоду гонений сирийского царя Антиоха IV Епифана (176-164
до Р.Х.), который проводил политику интенсивной эллинизации Иудеи,
сопровождавшуюся принуждением евреев к участию в языческих жертвоприношениях,
нарушению субботы и других «законов отеческих». За отказ принять язычество
тысячи евреев были казнены Антиохом» (игумен Иларион).
Так, жертвами стали пожилой учитель Елеазар, а также семь его учеников со
своей матерью, которые за отказ вкушать свиное мясо были подвергнуты жестоким
мучениям и смерти. Сначала был замучен Елеазар, потом братья, которых мать
всячески увещевала, мужественно претерпев мучения, достойно встретить смерть,
после чего гонители убили и ее. Перед лицом смерти все они твердо исповедали
веру в Единого Бога и Воскресение мертвых. Один из сыновей, умирая, говорил:
«Ты, мучитель, лишаешь нас настоящей жизни, но Царь мира воскресит нас, умерших
за Его законы, для жизни вечной». Другой, протянув руки для отсечения, сказал:
«От неба я получил их, и за законы Его не жалею их, и от Него надеюсь опять
получить их». «Умирающему от людей вожделенно возлагать надежду на Бога, что Он
опять оживит», – уверен был еще один из братьев. И все же в те времена случались
тысячи подобных историй. Что же было особенного в их подвиге, что Церковь,
подробно живописав их страдания, свято помнит о них по сей день? Подвиг семьи
Маккавейской (со всей многовековой очевидностью можно утверждать – не
единственный) удостоверяет нас в том, что каждый христианин должен иметь в себе
мужество стать, если понадобиться, исповедником, мучеником и свидетельством
истинной веры. Миллионы людей в течение всей истории Церкви – начиная с
апостолов и кончая мучениками наших дней – отдавали свою жизнь за веру, тем
самым становясь соратниками Христа в Его искупительном деле.
14 августа (новый стиль)— первый
Спас, Спас медовый, Спас на воде.
Это — первый из трех Спасов. В русских православных деревнях первый Спас справляли без особой пышности — в
эту пору крестьянину не до гуляний: нужно и косить, и пахать, и сеять. Но целый
ряд традиций соблюдался. С 14 августа начинали собирать мак.
В этот день начинался строгий двухнедельный Успенский пост. Устраивали так
называемые «сиротские и вдовьи помочи», когда всем миром помогали самым бедным
и слабым жителям деревни. Многого за работу не спрашивали, трудились «за
угощение», а то и сами приносили на вдовий двор всяких припасов:
Назывался первый Спас еще и медовым, и вот почему. Считалось, что с этого дня
пчелы перестают носить медовую взятку с цветов. Строгие блюстители народных
обычаев только с первого Спаса начинали есть мед, освятив его предварительно в
церкви.
В честь малого водосвятия медовый Спас называют и «Спасом на воде». В этот день
повсеместно совершались крестные ходы к воде.