Праздник
Святой Троицы, или Пятидесятницу, Церковь отмечает как день своего рождения.
Как относиться к имениннице? Об этом мы спросили священника Александра
Лебедева, настоятеля вологодского храма Покрова Пресвятой Богородицы (на
Торгу).
– Отец
Александр, часто ли вам приходится слышать такие слова: «Я, конечно, уважаю
Церковь, иногда в храм хожу – свечку поставить. Но воспринимать серьезно "всё
это ваше” я не могу. Посты, покаяние – нет, это не мое. Да и в чем мне
каяться?! Я (наше поколение) получил атеистическое воспитание. Навнушали нам
всякого такого, а мы это всё и восприняли. Так что я – продукт того времени, с
меня взятки гладки. Так я воспитан»?
– Увы,
часто. И это печалит. С признательностью принимаю слова об уважении к Церкви,
однако ответного уважения к человеку, который так относится к себе и своей
жизни, испытывать не могу, хоть убейте. Нельзя быть слегка беременной, нельзя
временами любить мать, нельзя отчасти уважать Церковь – тут или да, или нет.
Если я Церковь уважаю, но не всё в ней понимаю, то это нужно признать как факт
моей духовой неразвитости – видимо, я еще до чего-то не дорос. А далее – нужно
что-то с этим фактом делать: либо прилагать усилия, чтобы расти, либо наплевать
на него, придумать то самое оправдание о воспитании, кинуть эту кость своей
совести, чтобы замолчала, и жить себе дальше спокойно и умиротворенно. Но с
такой наплевательской жизненной позицией я согласиться никак не могу.
Какое
атеистическое воспитание? Это самообман. Уже более 20 лет прошло, как всё это
сгинуло, более 20 лет есть у человека для свободного, идеологически
непринужденного самоопределения! Более 20 лет для того, чтобы либо согласиться
со своим атеистическим воспитанием, либо отвергнуть его и попытаться хоть
как-нибудь его преодолеть. И если человек на протяжении 20 лет все кивает и кивает
на свое воспитание, значит, оно его устраивает, значит, это его жизненная
позиция, а не наследие прошлого. «Уважать» Церковь, но только «ставить свечку»
– лицемерие. Я могу не соглашаться с тем или иным мнением человека, но готов
понять и уважать даже его заблуждения, если он в них искренен и честен, но
лицемерие оправдывать и принимать нельзя никогда никому и нигде.
Человеку,
задавшему такой вопрос, я советую всё же отнестись серьезно к тому положению, в
котором он находится, и постараться определиться: что ему ближе – наследие
прошлого или уважение к Церкви. Поставить вопрос ребром: или – или. Если
атеистическое воспитание окажется более милым сердцу, то надо перестать в конце
концов лицемерить, отказаться от реверансов в сторону Церкви и провозгласить
себя атеистом. Если же перевесит смутная тяга души к храму, к Богу, то нужно
постараться ей помочь в этом стремлении, а не спихивать ответственность на
«воспитание». Отказ от самооправдания – это уже шаг к самообвинению, а там и до
покаяния недалеко.
– Говоря
языком «слегка духовно беременных», «а зачем вообще ударяться в эту вашу
Церковь?! Ну ладно, сходил пару раз "энергетикой подпитаться, подзарядиться”, а
полностью-то уходить туда зачем? Цивилизованные люди так себя не ведут.
Спокойнее надо быть, без фанатизьму».
– Есть
положения, когда не мы устанавливаем правила, – с этим нужно просто смириться.
Уж если приходить к Богу, то на Его, а не наших условиях. В Церкви, конечно, не
все устроено так, как нам удобно, однако в ней нет ничего лишнего и ненужного.
Так уж устроил Бог – ведь Церковь созидается Им и по Его воле, а не кучкой
людей и как им захотелось. Все в Церкви направлено к одной цели – спасению души
человека. Если этот самый человек последовательно воспринимает всё, что
предлагает ему Церковь, то он приближается к этой цели. Если же он ищет что-то
другое – к примеру, ту же самую «энергетическую подзарядку», то Церковь ему в
этом не поможет: храм – не трансформаторная будка. Можно, конечно,
самоограничиваться – брать от Церкви лишь часть ее богатства: есть люди,
которые ценят культурный багаж Церкви, но и только; видят в ней полезную для
общества патриотическую силу, но и только. Относиться подобным образом к Церкви
– значит обеднять себя. Это все равно что использовать компьютер для того,
чтобы на нем гвозди прямить. Вот это – ненормально. Поэтому «полностью
ударяться в Церковь» нужно для того, чтобы приобщиться ко всему ее богатству, а
не перебиваться крохами со стола и гордо считать свою трапезу достойной, с
недоумением, а то и с пренебрежением поглядывая на тех, кто сидит за столом.
Разве это не глупо?
Со священником Александром Лебедевым
беседовал Петр Давыдов
21 июня 2013 года
|