Среда, 12.12.2018, 20:00

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Разное

Как подготовиться к исповеди в Рождественский пост?

О подготовке к исповеди, о том в каких "грехах" не нужно каяться и о том как узнать не причастился ли ты в осуждение рассказывает епископ Смоленский и Вяземский ПАНТЕЛЕИМОН

Как правильно подготовиться к исповеди?

Как постараться сделать так, чтобы каждая исповедь приближала нас к Царству Небесному? Начался Рождественский пост, и Рождественским постом как раз очень важно подготовиться к исповеди особенно серьезно, особенно глубоко постараться проникнуть в тайники зла, которые коренятся в нашей душе, исследовать их и принести Богу должное покаяние. Мы с вами должны понимать слова святых отцов, которые говорят, что каждый грех требует или соразмерного покаяния, или за каждым грехом последует соразмерная мука. Если мы не хотим этой муки -- мы должны принести соразмерное греху покаяние. Если мы совершили грех тяжелый, значит нужно каяться особенно, особенно плакать о своем грехе, просить у духовника епитимью, делать земные поклоны, воздерживаться от совершения каких-то действий, которые могли бы опять привести к совершению этого греха, быть очень осторожными. Если грех небольшой, то нужно покаяться и стараться больше его не делать, но, всё равно, каяться, конечно, нужно и в малых грехах. Нельзя думать, что грехи прощаются Богом без покаяния. Грехи прощаются так до семилетнего возраста, а начиная с семи лет человек всё-таки должен осознавать свои грехи и каяться в них.

Конечно, есть разные крайности: какой-то человек может не видеть своих грехов, какой-то может подавать на исповеди исписанную тетрадь, где перечисляются самые разные грехи и, наверное, это не совсем правильно. Об этом даже говорит прп. Иоанн Лествичник -- человек, живущий в миру, не должен слишком глубоко анализировать свои поступки, это у него вряд ли получится, а должен каяться в тех грехах, которые он видит. Во всем должна быть своя мера и нужно эту меру постараться познать из опыта. Нужно стремиться к тому, чтобы душа была спокойной, чтобы совесть не мучила, чтобы в душе была радость, и нужно уметь, конечно, радость чистую, радость, которая исходит от Бога, отличать от радости прелестной, радости удовольствий, от тщеславных помыслов, которые ласкают душу. Нужно уметь в душе своей это различать, и, конечно же, здесь нужен опыт, вряд ли можно это сделать, прочитав какую-то книгу, но можно по совету духовника, опытного духовника, бояться ложных радостей и принимать подлинные утешения от Бога.

Итак, нам нужно приготовиться к исповеди. Мы должны постараться вспомнить всё, что мы сделали за период с прошлой исповеди. Рождественским постом, Великим постом, перед венчанием, перед принятием, скажем, священного сана, перед тяжелой операцией, уместно будет вспомнить грехи, совершенные в течение всей жизни. Необязательно говорить о них на исповеди, но если они продолжают мучить, если мы чувствуем, что мы не во всем покаялись, или покаялись формально, неглубоко, конечно, можно об этих грехах тоже сказать. Но прежде всего нужно сказать о тех грехах, которые были совершены нами со дня прошлой исповеди. Если вы не умеете помнить о своих грехах, если это плохо у вас получается, может быть, стоит каждый вечер перед тем, как лечь в постель, записать эти грехи, только эти записи лучше делать зашифрованными, чтобы член вашей семьи, найдя их, не понял, о чем вы пишете в этих записях или как-то их особенно прятать, чтобы они не попались на глаза какому-то близкому родственнику, потому что это может его очень соблазнить. Мужа может соблазнить исповедь его жены, жену - исповедь мужа, то, что мы говорим на исповеди, не должен знать никто, кроме нашего духовника и Бога, перед Которым мы с вами каемся.

Нужно различать исповедь и беседу со священником. Есть некоторые священники, у которых мало духовных чад, которые живут в селах, деревнях, где можно и на исповеди о чем-то поговорить. Но в городе, особенно во время поста и перед большими праздниками, когда будет много исповедников, батюшка не сможет с вами подробно поговорить. Поэтому можно ему сказать: «Батюшка, Вы знаете, я хотела бы с Вами поговорить о своей жизни, я хотела бы, чтобы Вы помогли мне определить молитвенное правило, какие молитвы читать утром, какие вечером. Я хотела бы узнать, какая мера поста, как мне поститься в этот пост. У меня такая ситуация: есть у меня друзья, которые ведут себя немножко неправильно, я хотела бы у Вас узнать, стоит ли мне с ними встречаться». «Мы бы хотели с мужем усыновить ребенка», «я бы хотела выйти замуж», «сменить работу», «поступить куда-то учиться», « я бы хотела обсудить, какие книги мне стоит читать», «сколько времени мне можно находиться в Интернете, я чувствую, что это вредно для моей души, но совсем там не бывать я не могу по работе»… Все эти вопросы можно решать на исповеди, но лучше все-таки – в отдельной беседе. Попросить, чтобы священник уделил вам время, если вы верите, что он может вам помочь, и как-нибудь с ним об этом побеседовать.

Есть еще вопрос: как исповедоваться детям? У вас у всех, наверное, есть дети, как быть с детской исповедью? С одной стороны, нельзя использовать исповедь как средство воспитания. «Батюшка! Скажите моему ребенку, чтобы он слушался маму». «Вот ты на исповеди скажи, что маму не слушался». И ребенок обычно подходит и перечисляет не свои настоящие грехи, которые он чувствует или ощущает, а то, что ему говорили взрослые. «Я не слушался маму», «я получил двойку», «поздно лег спать», «я ничего не кушал за столом, не люблю манную кашу»… Знаете, это не самое главное в его жизни. Конечно, дети сами до конца не могут осознать своих грехов, с них этого Бог и не требует. Если вы замечали, что ребенок сделал что-то страшное: украл, поднял руку на мать, жестоко дрался с братом или сестренкой, ему нужно сказать: «Ты знаешь, это тяжелый грех. Тебе нужно обязательно сказать об этом на исповеди». Но заставлять его каяться во всякой ерунде – неправильно. Очень хорошо было бы, если вы идете на исповедь с ребенком, подойти к священнику сначала самой, перед ребенком, и рассказать ему о том, что произошло с вашим чадом за последнее время, потому что ребенок не всегда может это вспомнить, иногда может скрыть что-то от священника, и лучше, чтобы священник от вас уже знал, в чем ему нужно каяться, какие у него проблемы, трудности, - тогда исповедь может быть более эффективной и священник сможет лучше его понять. Далеко не все священники прозорливы, далеко не все читают в душах людей как в открытых книгах, и им ваша подсказка будет очень полезна.

Сейчас я постараюсь ответить на ваши вопросы.

Правильно ли я поняла, что если сомневаешься, то лучше на исповедь не идти?
Нужно смотреть, что за сомнения, разные бывают сомнения. Вот мне никогда, честно говоря, на исповедь идти не хочется, как не хочется иногда чистить зубы, например. Может, у вас это вошло уже в привычку, но мне как-то лень всегда это делать. Но делать это, конечно, т.е. идти на исповедь, нужно.

Если после исповеди вспоминаются неисповеданные грехи, можно ли идти к причастию?
Если был тяжелый грех, то, конечно, лучше подойти к священнику. А если вы каялись, что раздражались на мужа тридцать раз и вспомнили, что был и тридцать первый, то говорить священнику, может, и необязательно. Так нужно к этому отнестись.

Нужно ли подробно описывать свои грехи?
Я говорил об этом. Вот скажем, блудная страсть, уж простите, опять коснемся этой нечистой страсти. Нельзя сказать: «У меня есть блудная страсть». Нужно все-таки сказать, в чем она проявляется. Подробно описывать не надо, есть разные виды этого греха, рукоблудие есть, надо обязательно так о нем и сказать. Или вы смотрели какие-то нехорошие вещи в Интернете, надо сказать об этом, о том, сколько времени вы смотрели, чтобы священник понял степень греха, который проник вашу душу, то, как это происходит с вами. Гордыня. В чем она проявляется, эта гордыня? Вы унижаете других людей, смотрите на всех свысока, вы кого-то побили, желая его унизить? Нужно сказать, как это проявляется.

Каюсь все время в одних и тех же грехах и опять их совершаю... Что делать?
Я думаю, это общая наша беда, мы каемся и снова грешим, но надо снова каяться, и снова начинать, и снова надо пытаться, только делать это нужно усердно, милая. Как спортсмен: ставит планку все выше и выше, сбивает ее, снова ставит и снова сбивает, а потом раз – и перепрыгнул. В моей жизни, во всяком случае, так очень часто бывало. Я не мог долго справиться с каким-то грехом, просил Бога, старался, – и Господь избавлял меня от этого греха. Был такой замечательный святой, правда, Западной Церкви, он знаете как молился: «Господи, спаси меня, только не сейчас». Но господь его спас, он причислен к лику святых.

Духовником может быть монах?
Я думаю, что может, но разные бывают монахи. Бывает, монашествующие, которые ушли в монастырь в молодом возрасте, плохо знают семейную жизнь и могут дать какие-то не те советы. По-разному тут бывает. Но в принципе может быть.

Как быть, если я хочу исповедаться у своего духовника, а он живет далеко и очень занят, а исповедь у других батюшек становится формальностью?
Я думаю, что нужно исповедаться у своего духовника, но есть такая опасность, особенно для девушек, женщин, душевной привязанности к духовнику. Иногда это приводит к очень тяжелым последствиям. Здесь нужно отличать душевную привязанность от духовной связи с духовником. Как отличать душевную привязанность? Если есть ревность, это грех, это плохо. Если есть зависть к другим: им батюшка больше уделяет времени, а мне меньше. Если есть желание одной ласковости со стороны духовника, а когда он бывает строгим – появляются обиды на него. Всё это – душевная привязанность, это страшно, этого нельзя допускать, нужно этого очень бояться. Если есть какие-то проблемы в отношениях с духовником, можно подойти к духовнику вашего духовника и попытаться с ним эти вопросы решить.

Иногда очень мучают грехи молодости, давно исповеданные. Почему?
Я думаю, что, может быть, не до конца в них раскаялись, надо снова каяться. Если повторить их на исповеди, а они снова будут мучить, надо просто просить прощения у Бога в молитве, а говорить их на исповеди необязательно.


Допускается ли женщина к причастию, если она сделал аборт?
Смотря когда был сделан аборт. Если он был сделан недавно и если женщина, которая его сделал, ходит в церковь, допускать ее к причастию нельзя. Вообще по канонам полагается очень долгая епитимья. Если аборт сделала церковная женщина, если она ходила в храм, исповедалась, причащалась, а потом сделала аборт, я бы раньше года до причастия ее не допускал. Если она сделала его давно и если она кается в этом, обещает, что больше так делать не будет, говорит, что если вернуть то время, она бы так не поступила, - тогда надо дать ей епитимью и причастить через какое-то время. Если же она говорит: «Сделала и снова бы сделала», – причащаться ей вообще пока нельзя.

Когда на исповеди не чувствуешь покаяния в содеянных грехах?
Должно быть не чувство, хотя хорошо, если оно есть, а должно быть намерение, волеизъявление исправить грехи. Если на исповеди мы плакали, чувствовали свои грехи, а после опять грешить начали, – это плохая исповедь, а если мы ничего не чувствовали, но после их не повторили, – это исповедь хорошая. Так нужно к этому относиться.

Как исповедоваться перед венчанием?
Перед венчанием нужно всё рассказать, что было в жизни, это очень серьезный шаг, нужно, чтобы была подробная исповедь.

Есть грехи, которые нет силы духа исправить. Что делать, оставаться без причастия?
Это должен решать духовник, нужно сказать ему об этом, если он разрешит причащаться – то можно причащаться. Но есть грехи, после которых причащаться сразу нельзя. Если, например, женщина живет с мужчиной и они не расписаны, – ей причащаться нельзя. Если человек, скажем, принимает наркотики и дальше собирается их принимать, – такого, я думаю, нельзя до причастия допускать, он должен обещать, что перестанет. Или если человек ворует и не вернул ворованное – как его причащать? Нельзя ни в коем случае. Если совершил грех убийства и прошел только месяц – его, конечно, нельзя причащать.

Как узнать, причастился ты в осуждение или нет? Что нужно испытывать после причастия?
После причастия нужно меньше грешить. Если это получается, значит, ты причастился не в осуждение. После причастия бывают разные состояния, разные чувства. Вообще искать чувств каких-то в Таинствах – неправильно. Наши чувства должны идти вслед за намерением исправиться, и не всегда они приходят сразу, не всегда что-то чувствует наше сердце, искаженное грехом.

Как научиться настоящему покаянию?
Как научиться ходить? Нужно ходить, падаешь – снова идти. Как научиться что-то делать? Снова начинать, снова делать.

Как лучше отблагодарить священника после исповеди? Многие говорят, что деньги давать не стоит.
Я думаю, что не стоит после исповеди давать деньги, нужно просто сказать спасибо, помолиться за батюшку. Если батюшке нужны деньги, если он их попросит, то может и можно их ему дать, но я таких батюшек не знаю, чтобы они после исповеди просили деньги.

Есть грехи, от которых прихожу в ужас, что я натворила, а некоторых не чувствую, и такого не понимаю. Например, когда-то я увлекалась астрологией, но страха от этого не имею.
Что ж, бывает всякое, бывает, мы не чувствуем ужаса оттого, что сделали какой-то грех, но нужно все равно в этом каяться, если умом это понимаем. Вообще наши чувства нам не подчиняются, они вышли из-под контроля нашего ума, мы же грешные люди, и нужно жить, к сожалению, в некоем таком безобразии внутреннем. Особенно из-за этого не смущаться, а в этом каяться и пытаться привести свои чувства в порядок с помощью покаяния.


Категория: Разное | Добавил: hristofor81 (11.12.2012)
Просмотров: 6762 | Рейтинг: 4.6/9
avatar

Форма входа

Радио"Град Петров"


Поиск

Наш опрос

Как часто вы ходите в храм?
Всего ответов: 979

Рекомендуем

Киевская Митрополия Украинской Православной Церкви   Монастыри Киевской епархии Украинской Православной Церкви

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0