Судя по анализу запросов поисковой системы Google, тема эсхатологии
крайне привлекательна для современного человека. Словосочетание «конец света» —
1 730 000 запросов, «когда будет конец света» — 1 миллион.
Конец света в 2012 году
С чем связан повышенный интерес к эсхатологии у наших
современников? С обыкновенной модой? С любопытством? С реальными
духовными трудностями?
Мы просим прокомментировать проблему протодиакона Андрея Кураева и
врача-психиатра В. Г. Каледу.
Протодиакон Андрей Кураев:
— Вряд ли
за этим стоит серьезное отношение к христианской вере.
Скорее,
за этим стоит несерьезное отношение к религии. Это просто жажда
горячих сенсаций. Слегка пощекотать нервы при заведомом недоверии к поводу
щекотания. Ну как посещение корриды или фильма ужасов. Дополнительный топинг
к этому поп-корну — чувство собственного превосходства: сначала а)
«я знаю то, о чем еще не знают мои непосвященные соседи»
и затем б) «я-то знаю, что это чушь, но есть же лохи,
которые всерьез в эту чушь верят!».
Такова
«религиозная жизнь» в эпоху гламура и попсы, когда Евангелие
оказывается менее востребованным, чем Апокалипсис. Впрочем,
и из Апокалипсиса знают только обложку (то есть факт
существования такой как бы страшной книги), тоже не читают,
но нашли такую «пугалочку» и играются ею. Никто из тех, кто
шепчется про конец света в 2012, и не подумает извиниться
и покаяться хотя бы перед самим собой в 2013-м.
В. Г. Каледа врач-психиатр, д.м.н., профессор ПСТГУ:
Проблема
«ожидания конца света» более серьезная, чем может показаться при поверхностном
рассмотрении. Бесспорно, для некоторых это просто возможность «пощекотать
нервы» и найти «оригинальный» вариант ответа на вопрос, ответ
на который и так очевиден. Но столь высокая привлекательность
этой темы свидетельствует, что есть и другие, более фундаментальные
причины обращения к данной проблеме и желание найти ответ
на этот отнюдь не жизнеутверждающий вопрос.
За этим
стоит нарастание в обществе тревоги и неопределенного ощущения
реальности возникновения глобальной катастрофы. Любое крупное событие (атаки
террористов, экологическая катастрофа в Мексиканском заливе, летняя жара,
запуск адронного коллайдера) нередко приобретает апокалиптический характер.
По данным
Всемирной организации здравоохранения, к 2020 году среди инвалидизирующих
заболеваний 2-е место после ишемической болезни займет депрессия. Главная
причина нарастания частоты встречаемости депрессивных состояний, по мнению
экспертов ВОЗ, — утрата традиционных религиозных и семейных ценностей. Для
депрессивных состояний характерно появление пассивных суицидальных мыслей:
«вот бы заснуть и не проснуться». При таком фоне настроения
и возникает интерес к вопросу: «А когда, вообще-то, конец
Света?»
Как
правило, эсхатологические ожидания актуализируются при смене исторических эпох.
Так, наши предки ждали конца света в 7000 году от Сотворения мира, т.
е. 1492 году от Рождества Христова, и в 1491 году многие
отказывались засеивать поля, в связи с чем позже возник голод. Подобные
ожидания возникали и в начале ХХ века, и совсем недавно,
в начале третьего тысячелетия. В отдельные моменты
и в отдельных кругах эти проблемы актуализировались в связи
с возможностью попадания Земли в хвост кометы или падения
на Землю астероидов. Некоторые люди с тревогой ожидают 2012 год,
когда будет конец света согласно календарю майя и будет наблюдаться парад
планет. Кто-то в связи с глобальным потеплением и таянием
ледников ожидает конец света в 2016 году. Исаак Ньютон якобы предсказал
конец света в 2020 году.
Сейчас
есть немаленькая категория лиц, поглощенных проблемой глобальной катастрофы,
и на специальных сайтах серьезно обсуждают, как выжить после неё
отдельной семье и какими продуктами надо запасаться. Не случайно
в Америке сейчас стала популярной покупка специального семейного бункера
за 10 млн долларов, в котором на длительное время можно
укрыться от ядерного, химического и биологического оружия.
В психиатрии
выделяют такое достаточно сложное понятие, как сверхценные идеи, когда
человеком овладевает какая-то идея, которая эмоционально окрашена, занимает
в сознание индивида неподобающее ей место, он становится
как бы «заряженным» этой идеей и мало способен выслушивать какие-либо
контраргументы и воспринимать явления в целом. Нередко и эсхатологические
идеи, идеи о конце света, о глобальной мировой катастрофе
в сознании некоторых людей приобретают характер сверхценных. Они, как
правило, возникают у лиц с некоторыми патохарактерологическими
особенностями.
Необходимо
отметить, что есть и немало душевнобольных с эндогенным психическим
заболеванием, у которых бредовая фабула включает идеи о конце света.
Недавно у меня был больной — православный юноша, который в остром психотическом
состоянии заявлял, что через год будет конец света, и его миссия —
готовить к этому всё человечество. По мере его выхода
из психоза, срок конца света отодвигался на 5–10–15 лет, и затем
он заявил, что даты конца света никто не знает и каждый должен
в первую очередь думать о своем личном спасении.
Недавно,
около двух лет назад, мы все с напряжением наблюдали
за событиями, связанными с пензенскими затворниками
во главе с Петром Кузнецовым, у которого диагностировалось
выраженное психическое расстройство и которого окружили личности с отчетливыми
патохарактерологическими чертами в отрыве от полноценной церковной
жизни.
Таким
образом, на наш взгляд, повышенный интерес общества к этой проблеме
свидетельствует о нарастании неблагополучия в духовной
и душевной сферах современного человека.
|