Часто нам
кажется, что наши вопросы и сомнения не имеют ответа, что они разрушают всю
картину мира, которую даёт религия, что они абсолютно оригинальны. Это
останавливает нас в поиске истины, но на поверку оказывается, что причина
стагнации - наша лень.
Каждый из
нас имеет немалый багаж знаний о вещах, второстепенных с точки зрения вечности,
т.е. посмертного пути человека (профессиональные знания, политика, экономика,
техника, спорт…). Уровень же знаний в области накопленного человечеством
религиозного опыта, смысла жизни, как правило, очень низок, зачастую это
наивные, поверхностные суждения. Мы не имеем элементарной информации о том, как
предыдущие поколения рассматривали вопросы бытия, к чему стремились, на
основании каких идей строили свои философские системы, и чего достигали лучшие
их представители, кто были их духовные лидеры.
Мы находимся
в огромном преимуществе по сравнению с предшествующими поколениями: множество
книг, ответы священников прямо в Интернете, свободное посещение храмов, поездки
по святым местам. Тем более что вопросы-то эти по существу стандартные, ответы
на них существуют в десятках источников.
Мы взяли на
себя смелость дать несколько ответов на наиболее типичные вопросы.
•
Многим очень хочется занять по отношению к Богу некую нейтральную позицию, мол,
мы же не против, но без фанатизма. Увы, это самообман. В духовном мире нет
середины, не стремясь к Богу, мы отвергаем Его.
•
Существует большой соблазн критиковать воцерковлённых людей, с возмущением
смакуя их поступки и успокаиваясь в своей пассивности. Не делайте этой ошибки.
Эти люди встали на путь очищения и спасения своей души и, им даны Церковью все
необходимые для этого средства. Войдя в Церковь, человек автоматически не
приобретает святость, он встаёт на единственный путь, который к ней ведёт.
•
Часто мы склонны идеализировать священника, и на этой базе находить множество
«отклонений от идеала» .Священники являются проводниками благодати
(божественной любви к человеку) на основании апостольской преемственности, а в
остальном, это люди со своими достоинствами и недостатками. Не пытайтесь найти
себе «особенного» батюшку, отвечающего Вашим представлении о «правильном»
священнике. Такие поиски Вам не на пользу, зато прекрасно помогают оправдывать
свою невоцерковленность.
• Вы
читали в газетах про злоупотребления среди высшего церковного духовенства и
поэтому не ходите в церковь? Считаете, что церковь все больше срастается с
властью? Не путайте понятия. Храм – это место встречи человека с Богом в
таинстве Евхаристии (причастия), а не митрополичьи покои.
•
Православие смущает Вас своей догматичностью, а Вы человек современный,
свободный и дорожите широтой взглядов. Попробуйте заменить слово «косный» на
«вечный». Если Вам кто-то скажет, что церковь запрещает смотреть телевизор или
читать Брауна – не верьте, лишь совесть человека и его духовный опыт могут
ограничить его в этом.
• Вы
должны быть готовы к тому, что, пытаясь прийти к вере, столкнётесь с внешними и
внутренними трудностями. Вы не оригинальны – они называются искушениями. Вас
окружит множество перспектив, неожиданных забот, увлечений, может быть даже
сложностей. Будьте тверды, ибо «Если Бог за нас, то кто против нас» (Рим.8:31).
• Вы
боитесь, что, придя в храм, сделаете что-то «не по правилам» и навлечете на
себя нападки «злобных бабок»? В настоящее время это очень большая редкость,
почти экзотика. Подавляющее большинство священников пресекают подобные выпады.
Если все же конфликт происходит, будьте спокойны, вежливы и тверды. Вникните в
суть замечаний, возможно, для них действительно есть основания. А главное,
помните, что данная пожилая женщина никем и никогда не была уполномочена
распоряжаться в храме, делать замечания прихожанам и давать навязчивые советы. А
может, это проявление предыдущего пункта?
•
Избегайте православных «страшилок». Захватывающие рассказы об ИНН, современных
пророках, точно известных "концах света" и проч. никакого отношения к
православию не имеют. Бессмысленно тратить время на бесплодную борьбу с
внешними врагами, стоит начать с собственного преображения.
• Все решения Вы будете принимать самостоятельно.
•
Можно бесконечно долго ощущать себя «неготовым», оттягивая и оттягивая свой
приход в Церковь. Не бойтесь ошибок, нельзя научиться плавать не войдя в воду.