«Просите и дастся вам.»
— Геронда,
почему мы должны просить Бога о помощи, раз Он знает наши нужды?
— Потому что
есть свобода. И, кроме того, когда нам больно за ближнего и мы просим Бога
помочь ему, это приводит Его в сильное умиление, потому что тогда Он
вмешивается, не нарушая свободы человеческой воли. Бог всецело расположен
помочь людям, которые страдают. Однако для того, чтобы Он помог им, кто-то
должен Его об этом попросить. Потому что если Бог поможет кому-то при том, что
никто не будет просить Его об этом, то диавол выразит несогласие и скажет:
«Почему Ты помогаешь ему и нарушаешь свободу человеческой воли? Он грешник и,
значит, принадлежит мне.» Из этого видно и великое духовное благородство Бога,
Который даже диаволу не дает права выражать несогласие. Поэтому для того, чтобы
вмешиваться, Он хочет, чтобы мы просили Его об этом. Он и хочет прийти на
помощь сразу же, если это идет нам во благо. Он хочет помогать Своим созданиям
в соответствии с их нуждами. По отношению к каждому человеку Он действует
отдельно — так, как больше на пользу каждому.
Итак, для
того чтобы помог и Бог, и святые, этого должен хотеть и просить сам человек. В
противном же случае помогать они не будут. «Хощеши ли здрав быти?» [229] —
спросил расслабленного Христос. Если человек не хочет, то Бог это чтит. И если
кто-то не хочет в рай, то Бог не берет его туда силком, кроме тех случаев,
когда человек, находившийся в [духовном] неведении, был несправедливо обижен,
тогда он имеет право на божественную помощь. В других же случаях Бог не хочет
вмешиваться. Человек просит помощи? Бог и святые ему ее подают. Едва успеешь
глазом моргнуть, как они уже помогли. А иногда и моргнуть-то не успеваешь,
настолько быстро Бог оказывается возле тебя.
«Просите и
дастся,» — говорит Священное Писание Не прося у Бога помощи, мы терпим полную
неудачу. Если же мы просим божественной помощи, то Христос веревочкой связывает
нас со Своей Благодатью и удерживает нас. Ветер дует то с одной стороны, то с
другой, но мы привязаны и находимся вне опасности. Но когда человек не пони
мает, кто его удерживает, то он развязывает веревочку, отделяется от Христа,
его со всех сторон начинают трепать ветры, и он страдает.
Знайте, что нашими бывают только страсти и грехи.
Что бы мы ни
сделали доброго — оно от Бога, каких бы ни натворили глупостей, они — наша
собственность. Чуть нас оставит Божественная Благодать, как все — мы уже ничего
не можем сделать. В жизни естественной, как только Бог лишает нас кислорода, мы
сразу умираем. Так и в жизни духовной: только лишь Он чуть отнимает от нас
Божественную Благодать, как все — мы пропали. Как-то раз во время молитвы я
ощутил радость. Я стоял на ногах несколько часов и ничуть не испытывал
усталости. Все время, пока молился, я чувствовал некое сладкое отдохновение,
нечто непередаваемое словами. Но вот через какое-то время у меня появился
помысел человеческий: «У меня не хватает двух ребер, и я быстро простужаюсь.
Чтобы не терять этого состояния и переживать его, сколько оно будет длиться,
надо пойти, взять теплый платок и закутаться, иначе я могу простыть.» Только
лишь я принял этот помысел, как свалился на пол. Я пролежал на полу около
получаса, потом смог подняться, пойти в келью и лечь. Перед этим, углубляясь в
молитву, я ощущал как бы некую воздушность, легкость, радование, невыразимые
словами. Но только лишь я принял этот помысл, как упал на пол. Если бы я принял
помысл гордый и, к примеру, подумал бы: «Вот вопрос: есть ли еще хоть два-три
человека в таком состоянии, как я?» — то я бы сильно повредился. Мой помысл не
был бесовским. Я подумал как человек, как хромой думает о том, чтобы взять свои
костыли. Этот помысл был естественным, но, видишь, что со мною случилось даже и
от него!
Единственное,
что есть у человека — это расположение, и Бог помогает ему в соответствии с
этим расположением. Поэтому я говорю, что все блага, которые у нас имеются —
это Божий дары. Наши дела — ничто, и наши добродетели есть один сплошной ряд из
нулей. Будем же стараться постоянно прибавлять нули к нулям и просить Христа
поставить в начале этого ряда единицу. Так мы станем богатыми. Если же Христос
не поставит единицы в начале, то весь наш труд пойдет насмарку.
Благодать Божия привлекается смирением.
— Геронда,
подвизаясь, я испытываю трудности.
— А просишь
ли ты помощи у Христа, или же борешься сама? Сказала ли ты о своей слабости
Христу? Ты не смиряешься, не просишь у Христа помощи, а потом говоришь:
«Подвизаясь, я испытываю трудности.» Если смиряться и просить у Христа немного
помощи, то Он помогает. Часто старание, которое прилагает человек, эгоистично,
поэтому не помогает и Христос. Выброси свое «я,» не принимай его в расчет, и в
тебя вселится Благодать Божия. Мы хотим достигнуть святости магическим способом
[без труда], однако Бог не помогает человеку, находящемуся в [духовно]
неправильном состоянии. Если хоть немного примешивается своекорыстие, то это
препятствует божественной помощи.
— Но, если я
расположена исправиться, разве Бог не поможет мне осознать мою слабость,
которую я не видела сама?
— Для того,
чтобы Бог помог, в тебе должна быть расположенность к подвигу. Говоря
«расположенность к подвигу,» мы имеем в виду то, чтобы человек приложил малое
старание преодолеть свою слабость. Увидев немного чистого расположения, Бог
щедро помогает человеку щедро посылает ему Свою Благодать. Человек входит в
Божие русло.
— Геронда,
до какого предела помогает нам Бог в духовной борьбе?
— До того,
пока мы сами помогаем Ему нам помочь.
Когда вы о
чем-то просите у Бога в течение долгого врем ни и Он не дает вам помощи,
знайте, что причина этому — ваша гордость. Если у нас есть страсти, к примеру,
чревоугодие, невоздержание языка, гнев, зависть и т.п. и одновременно с этим у
нас есть и гордость, то Бог не помогает нам избавиться от них, потому что мы
мешаем Божественной Благодати. И даже если в нас есть только
предрасположенность к гордости, то мы все равно мешаем Богу нам помочь, даже
если подвизаемся и молимся больше, чем нужно. Невозможно, чтобы Бог не помог,
если нет опасения, что человек припишет это себе. Только лишь исчезнет
предрасположенность к гордости и человек станет духовно здрав, как Бог сразу же
избавит этого человека от мучащей его страсти и вознаградит за тот подвиг
«сверх нормы,» который он подъял. Поэтому для того, чтобы получить помощь, мы
должны помочь Богу своим смиренным мудрованием. Скажем так: «Боже мой, я такой
никчемный человек! Прошу Тебя, прости меня и помоги мне.» Тогда Бог помогает,
потому что душа, добрым и смиренным расположением вверившая себя в Его руки,
имеет право на Божественную помощь.
Надо верить,
что Христос и Пресвятая Богородица всегда покровительствуют и помогают нам,
лишь бы только мы имели смиренное мудрование. Наш Бог не глух, чтобы не
услышать нас, и не слеп, чтобы нас не увидеть, Он не такой, как ваал Старец Паисий
|