«В христианстве женщина — человек второго сорта» — этот расхожий миф не
устают цитировать неверующие борцы за справедливость в Церкви. С такой
собеседницей недавно пообщался и священник Сергий Круглов. Что можно возразить на подобные заявления?
О событии
Введения во храм Пресвятой Богородицы мы все хорошо знаем. О нем
написано много, от упоминаний в древних апокрифах «Протоевангелие
Иакова» и «Евангелие псевдо-Матфея» до замечательных толкований
святых отцов, литургических текстов и рассказов в детских православных
книжках.
Мне же
пришлось коснуться этого события в разговоре, состоявшемся на днях
с одной знакомой — из тех людей, которые много читают попсовых
изданий про «тайны Вселенной» и «духовное», «всё знают» о Церкви,
не переступая ее порога, и любят при случае попикироваться
со священником…
— Я христианка.
Да-да. И Бог мне всегда помогает. В Церковь не хожу, мне
посредники не нужны. Ведь согласитесь, за всеми этими праздниками,
обрядами и традициями кроется главное: ваша Церковь — феодальный институт,
который надо уже отменить или реформировать, который основан на подавлении
свободы личности…
— Это
какой же личности-то?
— Да
любой! Например, на унижении женщины.
— Ясно…
Наверное, вам кто-то в храме нахамил, что вы без платочка пришли или
в джинсах? И еще вы поди читали, что был такой собор,
на котором святые отцы рассуждали, есть ли у женщины душа…
— А вы откуда
знаете?
— Тоже
мне, как написал классик, бином Ньютона!.. Это расхожие вещи в разговорах
о Церкви, часть стандартного, так сказать, супового набора современного
обывателя, уж простите…
Нет, хамство,
конечно — это безобразие, будь оно в храме или хоть где.
И проблем во взаимоотношениях человеков внутри Церкви действительно хватает.
Но скажу, не в оправдание хамов, а просто чтоб уточнить:
Церковь ведь — не закрытый заповедник, она не только мистическое
Тело Христово, но еще и часть общества.
В храмах
молятся те же люди, которые ездят в автобусе или стоят
в очередях, и проблемы церковного быта — не специфически
церковные, это общие наши проблемы. Если вам нахамил кондуктор в автобусе
или медсестра в поликлинике, это ведь не значит, что поликлиники надо
отменить, или что автобус надо так реформировать, чтоб ездил без мотора
и колес?
Что же
до «унижения женщины в Церкви» и «ограничения свободы»… Вот
скоро праздник Введения Богородицы во храм. Знаете о нем?
— Ну да,
читала… Деве Марии было три года, ее родители привели в храм, чтоб
она там воспитывалась до совершеннолетия, и она чудесной силой взошла
по высокой лестнице, а встретил ее иудейский священник…
— Да.
И суть этого праздника поразительна: это один из праздников свободы,
того невероятного, что Сам Бог делает со своими же законами…
Трехлетнюю девочку священник вводит в великий Иерусалимский храм. Женщины
могли там молиться только в строго отведенном месте, там для всего было
свое место, строгий чин и порядок… А священник вводит девочку дальше,
в самую сердцевину храма, которое называется «Кодеш Кодашим» —
«Святая Святых», куда ограничен был доступ и самим священникам!
И он,
и родители Марии, и все, кто был в храме, понимают: нарушается
порядок — но это правильно, это чудо и великое таинство, которое
творит Сам Бог. Таинство свободы и любви — это то, на чем
основано христианство. И в центре его — как раз
представительница женского пола, Дева Мария.
Сам Бог
нарушает такие, казалось бы, незыблемые Свои законы: никому
не известная девушка, существо в древнем мире, в общем-то,
бесправное, становится Матерью Сына Божьего и нашего Спасителя! Через
нее — человеком из плоти и крови становится Сам Бог, Которого
затем распнут на кресте как жалкого раба и преступника! А еще
затем — будет воскресение, и первыми о нем возвестят миру опять же
женщины…
По земным
меркам, все это попахивает скандалом и непорядком —
но с точки зрения Божьей, все правильно: ради любви к нам
Он — нет, не отменяет законы, но являет их истинную суть
как Законодатель, и приносит свободу тем, кто ранее жил в рабстве
у тления, смерти и греха.
Как может
унижать женщину Церковь, которая почитает Пречистую Деву и Богородицу!..
Придите в храм на службу в праздник Введения — и сами
увидите: храм полон женщин. Их не попы-феодалы туда пригнали,
заставив платочки надеть. Они пришли, ведомые верой, уж у кого какой
степени и силы она есть, и любовью ко Христу и Его
Пречистой Матери. И женщины в православных храмах не только
стоят и молятся, и не только подсвечники чистят. Они и учат
детей в Воскресных школах, и богословские книги пишут,
и во всем священникам помогают, и совершают массу важных
и нужных дел.
Вообще,
женщин в храмах больше, чем мужчин, не только потому, что мужиков,
увы, в наши дни вообще становится меньше, они нередко то помирают
в зрелом возрасте, то спиваются… Но и еще по одной
важной причине, которая была во все времена христианства: женщине про Бога
бывает понятнее. Не разумом только, но и сердцем, сутью своей….
Ей кровью
понятно про семью, про детей, которых надо в муках родить, выпестовать
и уберечь от зла, которого много в этом мире. Женщине
естественно близка Божия Матерь, которая отпустила с рук Своего Сына, чтоб
потом стоять у креста и видеть, как Он погибает ради всех нас.
Женщине понятен и Бог, Который для нас — Отец, а мы — Его
блудные, непослушные, страдающие и страшно любимые дети…
…Придет ли
на службу после нашего разговора моя совопросница — не знаю.
Не было у меня никакой особой цели привлечь ее в Церковь,
захочет — придет, невольник, как известно, не богомольник.
А мы-то с вами — точно придем, и, празднуя Введение во храм
Пресвятой Богородицы, возгласим вместе со всей Церковью: «Днесь
благоволения Божия предображение и человеков спасения проповедание:
в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает. Той
и мы велегласно возопиим: радуйся, смотрения Зиждителева исполнение». Священник Сергий Круглов
|