«Бог устроил
церковь, как гавань, чтобы в ней
укрывшиеся от шума и треволнений жизненного
моря люди наслаждались великим покоем».
Иоанн Златоуст
Многие
современные люди считают себя верующими, но в церковной жизни не участвуют,
рассуждая так: «Зачем ходить в храм, ведь можно молиться и дома». И все-таки
дома молиться почему-то не получается, а в церкви — длинные службы, сложные и
непонятные, как пел В.Высоцкий, «... нет, и в церкви все не так, все не так,
ребята». Людям, которые не видят смысла в посещении храма, которые считают
возможной веру без Церкви, и адресованы эти строки.
Без церкви
выросло несколько поколений советских людей. Веру в Бога большевики пытались
заменить верой в коммунизм. Храмы разрушали, верующих преследовали, над ними
смеялись, но, тем не менее, веру в народе истребить так и не удалось. Церковь,
пройдя тяжелейшие испытания, выстояла, и сейчас мы видим ее возрождение. Само
по себе это уже величайшее чудо, над которым стоит задуматься. Людям, не
знакомым с Православием, не получившим религиозного воспитания, трудно изменить
свою жизнь, многое в церковной службе остается неясным. Литургия и все, что
происходит в храме, кажется странным и словно происходящим на чужом языке.
Поэтому для многих современных людей вся вера выражается в том, чтобы «зайти в
церковь поставить свечку». И целый пласт культуры, уникального духовного опыта,
спасительного для потерявшейся души, остается в стороне. Участие в церковной
жизни требует усилий, это духовный труд, а трудиться не хочется. Более простые
и доступные средства всегда под рукой: можно выпить, развлечься, сходить
куда-нибудь — и человек забылся на время, а о смерти лучше вообще не задумываться.
Но человеческая душа так устроена, что она все равно тянется вверх, ищет
какой-то высшей справедливости, устав от обмана и суеты.
Святые дары
В храме
время словно бы остановилось. Православная церковь, как величайшую святыню,
сберегла накопленный столетиями духовный опыт. Весь порядок церковной службы,
уклад, даже язык остались неизменными. Менялись времена, менялась власть, а в
церквях по-прежнему шла Литургия. Не прекращалась она и несмотря на гонения
советских властей на верующих. Потому что Божественная Литургия всегда имела и
имеет для верующих не условный, а вполне реальный смысл. Во время Литургии
человек не только вспоминает о земной жизни Христа, не только молится Богу о
своих житейских нуждах, но, что самое главное — реально соединяется с Ним в
Таинстве Причащения.
Это таинство
установлено самим Господом во время Тайной Вечери. «И, взяв хлеб и благодарив,
преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие
творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть
Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается» (Лк. 19-20.). Значение
Евхаристии в том, что в ней человеку открывается доступ к Богу, дается
возможность принести жертву своему Создателю, дается возможность соучастия в
Голгофской жертве.
Таинство —
важнейшее понятие в христианской жизни. Во время Евхаристии пресуществляется
вино и хлеб в Кровь и Тело Господни. «Около Евхаристии совершает течение
весь круг мирового бытия», — писал о. Павел Флоренский. Как телесные
болезни нуждаются в лечении, так и наше духовное существо, поврежденное грехом,
также нуждается в лекарстве. И такое «лекарство» — Причастие Святых Христовых
Тайн. «Энергия тратится, все разрушается. Если не будет на земле Причастия, мир
развалится» — так рассматривал Причастие Л.Н.Гумилев.