У святых
отцов очень много сказано о том, что спасение человека от греха, или, иначе
говоря, его возведение к Богу, идет через ближних, через людей, и через них же
идет к нему его духовная смерть.
Мы можем на
людей злобиться, перед ними гордиться, на них дышать похотью; в этом трояком
зле мы умираем. И мы можем любить человека, смириться перед ним и взирать на
него чистым оком. И, когда это в нас совершается, мы вдруг познаем, что каждый
человек – это "нерукотворный образ”, за которым стоит Сам Христос.
Практика
христианской жизни поэтому и сводится к тому, чтобы между мной и каждым
человеком всегда стоял Христос… Надо видеть людей только через Христа.
********
О. Валентин
Свенцицкийговорил мне: "Вот мы учим о
любви и смирении, а случись, что нам в автобусе наступят на ногу, и мы тотчас
же этого человека ненавидим”.
Смирение на
словах есть порождение гордости, учили отцы. Всякий, стремящийся к
христианскому мышлению, без большого труда, а иногда с каким-то большим
удовольствием скажет о себе, что он "великий грешник”, или на просьбу о молитве
ответит по утомительному стандарту: "Моя молитва недостойная”. Но попробуйте сказать
о себе искренно: "Я просто нехороший человек” или я нечистый человек” – и вы
поймете, как это трудно, может быть даже непосильно.
*****
Если пост
понимать как прежде всего воздержание от нелюбви, а не от сливочного масла, то
он будет пост светлый и время его будет "время веселое поста” (Стихира на
Господи воззвах, вторник. веч. 2 нед. Вел. Поста).
"Подавай
сердцу моему чистейший страх Твой в душе моей совершенную любовь” (Стих. на
Господи воззвах, четверг вечера 3 недели Великого Поста).
Не-любовь –
это самое страшное невоздержание, объядение и пьянство собой, самое первое,
первоисточное оскорбление Святого Духа Божия. "Умоляю вас, – пишет апостол, –
любовью Духа”.
Любовью
противополагается и гордости и злобе. В вечерней молитве мы просим у Святого
Духа – "Творца мира”, по слову св. Иринея Лионского ("Против ересей”, кн. 2,
гл. 30) – особенно тех грехов, которые были против любви: "или кого укорих, или
оклеветах кого гневом моим, или опечалих, или о чем прогневахся, или солгах…,
или нищ прииде ко мне и презрех его, или брата моего опечалих, или кого осудих,
или развеличахся.., или греху брата моего посмеяхся”.
*******
Святые
отцы-молитвенники и так еще говорили: "Любовь выше молитвы”. Это говорили те
же, кто утверждал любовь источником молитвы. Я однажды жил один в глухом селе.
Была Великая Суббота, службы в церкви не было, и я готовился прочесть ночью,
благо я был совсем один, пасхальную заутреню. Вдруг ко мне постучался и пришел
странник и попросился ночевать. Я пришел в великое смущение, почти в негодование:
"Значит, я не смогу помолиться!” И вот, в своем безумии, я препроводил его к
соседям. Очевидно, вместе с ним ушла и ночь, и моя предполагаемая молитва. Есть
грехи, не прощаемые себе во веки. Надо отличать молитву от особого и
отвратительного молитвенного сластолюбия, когда нет любви, и в памяти держишь
только самого себя, стоящего на "молитвенной высоте”.
*******
Соборность – это единство христиан в святом Теле Христовом. "Где
двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них” (Мф. 18, 20). Соборность –
это богочеловеческое единство любви, т.е. Церковь. Церковь есть именно
соборность, собор (сбор) учеников Христовых в "храме Тела Его”. "Да двое едино
будут”. Не пустив странника, отказавшись от "вечери любви”, я отказался от
соборности с ним и со всей Церковью. В ту пасхальную ночь, вычитав все
положенное, я был уже совсем, очевидно, вне Церкви.
"Агапы”
(вечера любви) совершались вместе с Евхаристией. Только Карфагенский собор 391
года отделил совершение Евхаристии от агап, так как постановил, "чтобы к
Евхаристии приступали натощак” (Богословская Энциклопедия).