Константин Евгеньевич КИНЧЕВ родился в Москве 25 декабря 1958 года. Закончил
экономический факультет Московского технологического института. Год отучился в хоровой
студии при Большом театре.
В 1974-1978
гг. создал группы "Круг черной половины" и "Зона отдыха".
1984 году записал альбом "Нервная ночь". В этом же году, начал
репетировать с "АЛИСОЙ". В 1985 году "АЛИСА" впервые
выступила с Кинчевым на III фестивале Ленинградского рок-клуба и стала
культовой группой.
Лидер группы
"АЛИСА", автор музыки и текстов.
"КРИТИКА
ДЛЯ МЕНЯ – ДАННОСТЬ"
–
А как относитесь к критике?
–
Как к данности. Когда я осознанно встал на путь Православия, то поменял
приоритеты в своем творчестве. Я был готов к тому, что мир начнет навешивать на
меня ярлыки: "нациста", "фашиста", "маразматика"
и т.д. Слава Богу, меня не слишком задевают нападки журналистов, потому что,
встав на этот путь, я заранее знал, какие камни полетят в мою сторону.
–
То есть Вас это совсем не волнует?
–
Я покривлю душой, если скажу, что, читая очередной пасквиль, остаюсь абсолютно
безразличным. Конечно, мне это неприятно. Но это не та степень обиды, которая
может вышибить меня из седла. У меня есть более серьезные темы для переживаний
– борьба со своими грехами. Меня очень поддерживает то, что я участвую в
церковных Таинствах – исповедуюсь и причащаюсь. Да и в Евангелии сказано:
"Будете гонимы за имя Мое".
Став
верующим, я не замкнулся, не закрылся от мира, остался в своей профессии. Я
выхожу на сцену не для того, чтобы кривляться, потакая вкусам толпы. Моя задача
– посредством своих песен делиться с окружающими своим мировоззрением, которое
помогло мне стать более цельным, нежели я был до прихода к Православию.
–
Вы в одночасье превратились в звезду, став лидером группы "Алиса".
Подобные взлеты часто сопровождаются "звездной болезнью"...
–
Наверное, она и у меня вначале была. Когда ты вдруг становишься звездой, то
башку-то срывает. И я здесь не исключение. Это прошло как-то само собой, уже
когда я снимался во "Взломщике". Трудно судить о таких вещах. Может
быть, мне казалось, что у меня нет "звездной" болезни, а окружающие
думали, что она у меня есть...
–
А потом группу "Алиса" признали власти, Ваши альбомы стала издавать
"Мелодия", Вы даже стали певцом года в 1991 году...
–
Это было приятно. Но по большому счету меня не слишком волновало, признают ли
меня официально, выпускает ли меня "Мелодия". Для меня всегда было
важнее делиться своим мировоззрением с уважаемой публикой. Это и сегодня
остается для меня главным. Просто мировоззрение поиска разнится с мировоззрением
обретения. Я обрел и теперь делюсь этим, а тогда я был язычником, ищущим
единственно верную для себя дорогу.
–
Вы однажды сказали, что благодаря музыке не встали на преступный путь. Что Вы
имели в виду?
–
У меня авантюрный склад характера, да и среда в юности была соответствующая...
Часть из людей, с которыми мы вместе росли, погибла. Часть сидит по тюрьмам. Но
при этом у нас вырос и целый отряд священников, такое вот интересное было
соседство. Мы все влияли друг на друга. Так что музыка на самом деле уберегла
меня от преступного пути.
–
Кто оказал влияние на Ваше творчество?
–
Многому я учился у Александра Николаевича Башлачева, с которым мне выпало
счастье познакомиться и тесно пообщаться. Он учил меня прежде всего работе над
текстом, бережному отношению к слову. Тому, как обдумать спонтанный импульс,
обработать и превратить в песню. То есть песня сначала начинает тебя мучить,
потом поглощает, потом появляется импульс, который ты записываешь – и в
конечном итоге появляется песня.
Кроме
того, для меня очень важны были люди не музыкальной культуры, а культуры как
таковой и истории. Еще в школе у меня возник интерес к истории древней Руси,
особенно к временам татарского ига. Я специально не изучал, но читал
древнерусские былины, сказы. Наверное, все это отозвалось в моем творчестве, но
специально я для этого ничего не делал. Видно, просто душа тянулась к истокам.
ШУТ – ЭТО
ТОТ, КТО НАЗЫВАЕТ ВЕЩИ СВОИМИ ИМЕНАМИ
–
Еще один образ, встречающийся в Ваших песнях – это дурак, дурень. Один из
альбомов "Алисы" так и называется: "Дурень". Как-то в
интервью Вы сказали, что отождествляете себя с ним: "Так уж занесло дурня,
и хожу теперь по дорогам земли, к солнцу тропы ищу, сказки слагаю". Кто же
такой для Вас "дурень"?
–
Человек не от мира сего, традиционный персонаж русской сказочной традиции. С
точки зрения мирской морали он, естественно, дурак, потому что не стремится
делать себе карьеру, не ищет себе богатства и сытого благополучия, а лезет на
битву с драконами, чтобы спасти невинно пострадавшую девушку. Или почему-то
вдруг женится на говорящей лягушке...
Да,
казалось бы, дурень странно относится к миру. Но в нашей традиции он всегда был
человеком, отстаивающим такие верные и, соответственно, востребованные русским
сердцем ценности как доброта, честность, справедливость и добро. Недаром в
наших сказках Иванушка-дурачок часто становится царевичем, потому что добро в
сказках всегда побеждает. Поэтому мне очень близок этот образ.
–
Что лично для Вас значит прожить жизнь, "чтобы не было мучительно больно
за бесцельно прожитые годы"?
–
Понятно, что человеку жизнь дается один раз. И я верю в то, что каждому
придется отвечать за то, как он прожил эту жизнь. Поэтому очень важно себя
обуздать. У всех есть позывы ко греху, к тому, что дурно. Наркомания,
алкоголизм, сексуальная невоздержанность и т.д. Но у человека, который знает и
понимает, что его ждет за гробом, и у человека, который не верит в это, – сами
ценности расставлены по-разному.
Если
ты живешь без Бога, то твоя искушенная и развращенная душа будет и в загробной
жизни требовать тех удовольствий, к которым она привыкла на земле.
–
Вы имеете ввиду лозунг "Бери от жизни всё?"
–
Да. Но эти удовольствия она получать уже не сможет. Здесь очень важно
расставить для себя приоритеты. Например, у творческого человека с нарушенными
ценностями возникает проблема вдохновения, так как ты ставишь во главу угла
радость от своей профессии, от своего творчества. Твоя муза становится
ненасытной, все время требует подпитки. Песня не пишется, а ты – поэт, тебе это
необходимо...
И
начинаются муки творчества, которые просто "съедают" тебя. Они вводят
тебя в уныние, приводят к ужасным поступкам. Или начинается запойный
алкоголизм, или ты, как бешеный волк, бегаешь по "горячим точкам".
Поверьте, тому есть очень яркие примеры. И на всех баррикадах, где
оказываешься, ты подпитываешь свою алчную, ненасытную музу.
–
Был ли у Вас кризис 40-летнего возраста?
–
Нет, этот кризис у меня прошел лет в 35, когда передо мной встал очень острый
выбор, скатываться ли дальше в яму, в которой я оказался. Потому что в это
время я был наркоманом. И я не скрываю того, что со мной тогда было. Именно
благодаря молитве и помощи Божией я справился с наркотической зависимостью.
ЭТО БЫЛО
САМОЕ НАСТОЯЩЕЕ ЧУДО
–
Вы сказали, что были наркоманом. Вам на самом деле именно вера помогла излечиться
от этого?
–
Да, так как само по себе лечение помочь не может. Нельзя вылечиться от
наркомании, просто очистив кровь физраствором, потому что дальше ты опять
будешь делать то же самое. Вопрос не в том, чтобы просто вылечиться, а в том,
чтобы исцелиться, то есть стать цельным человеком. Ведь что такое наркотик? Это
бесы, которые овладевают человеком, гнездятся в нем, живут припеваючи и требуют
дозы еще, еще и еще.
Человек,
на мой взгляд, сам справиться с этим не может. Это каждый раз чудо. И оно
возможно, только если искренне, сердечно и слезно обращаешься к Богу за
помощью. Я уверен, что именно Господь помог мне избавиться от зависимости. И
для меня это подтверждение того, что Бог меня любит. Уж по таким я краям
прошел... А Он меня уберег от преждевременной гибели. Видимо, я для чего-то еще
на земле нужен. Я еще должен пожить и что-то сделать. И Он мне помог.
–
Долго ли Вы принимали наркотики?
–
Долго, долго. Кололся три года. Как говорится, "завтрак, обед, ужин".
Когда спутаны все ценности, когда чувствуешь безмерную усталость, нужно чем-то
себя поддерживать. Чем? И вот пробуешь наркотики раз, второй, третий. Вроде бы
помогает. Потом раз – и зависимость. И доза становится уже не в радость. Она
теперь нужна тебе просто для того, чтобы жить дальше, чтобы функционировал
организм. Без дозы ты уже не можешь. И это страшно. Практически никто из
знакомых мне наркоманов в моей ситуации не выжил. Они все умерли. И то, что я
столько лет сидел на игле и остался жив, поверьте, это на самом деле чудо.
–
Да, это признал бы любой врач. После стольких лет мало кто возвращается к
нормальной жизни, исцеляется. Как это произошло у Вас?
–
В 1992 году я крестился. И с этого момента началась очень серьезная, постоянная
борьба. Я исповедовался, Господь прощал мои грехи, и меня допускали до
Причастия. А я снова срывался и продолжал "торчать". Потом вновь шел
и исповедовался. Все это время меня сильно жгла совесть. Я все время думал о
том, какой же я мерзавец, как я беззастенчиво вру Самому Богу: прошу помощи,
чтобы завязать, а через какое-то время после борьбы все равно побеждает
наркотик. Я бегу и ставлю себе дозу. Совесть не давала мне покоя.
Тем
не менее я постепенно преодолевал эту страсть. И вот через три года этой
борьбы, в 1995 году я последний раз укололся.
–
Но ведь тяга все равно проходит не сразу. Когда у Вас появилась внутренняя
уверенность, что всё, Вы победили?
–
Этой уверенности до сих пор нет. Всегда есть опасность, что я, не дай Бог, могу
опять сорваться. Нет-нет да и приходят кошмарные сны, как я ставлю себе дозу и
ощущаю "приход". А завязав с наркотиками, я начал борьбу с пьянством.
–
Что послужило причиной?
–
Знаете, тут мне как раз помогли журналисты... Я как-то прочел несколько своих
"пьяных" интервью, где я – пьяный, дурной, свиноподобный, – тупо
пытаюсь всех обратить в христианство. И я понял, что таким образом не только
никого не обращаю, а просто порочу имя христианина. А надо сказать, что меня по
пьяному делу всегда подмывало порассуждать о том, как круто быть христианином.
Когда я прочитал результаты подобных разговоров, мне стало очень стыдно. И я
решил хотя бы на год бросить пить. Мне тогда было 40 лет. Год прошел, и я
понял, что смогу обойтись без алкоголя. Здесь было проще, чем с наркотиками, не
было такой сильной зависимости. Я просто сказал себе, что хватит, и
остановился.
Это
еще не все. Далее курево – это ведь тоже наркотическая зависимость. Как только
ты перестаешь курить, первые пять дней тебя действительно ломает, как от наркотиков.
На последний Рождественский пост я не смог найти в себе силы, чтобы бросить.
Раньше прекращал курить в посты, но летом в деревне снова начинал, потому что
очень люблю ходить на рыбалку, а там комары, дымишь... И снова бросал. Когда
вот так не можешь насовсем бросить курить, понимаешь, насколько же ты зависим
от этой самой сигареты. Пытаешься справиться с ломкой, преодолеть это самыми
разными способами, тут и леденцы, и жвачка... Если вытерпишь хотя бы неделю, то
станет уже легче. Вот и судите, поменялось во мне что-то из-за веры, или нет.
По крайней мере, я пытаюсь что-то делать, потому что мне совестно, я не могу
жить так, как жил раньше.