Председатель
Московского общества православных врачей, сопредседатель
Церковно-общественного
Совета по биомедицинской этике при Московской патриархии, профессор
медицины
Александр Недоступ в интервью рассказал
о том, какую медицинскую пользу человеческому организму способен
принести
Великий пост при условии правильного к нему духовного отношения.
- В чем основная польза человеку от поста, с точки зрения православных
докторов?
- Для
православного врача очень важной представляется духовная сторона поста. Ведь
православные признают, что природа человека представляет собой не только тело,
но также и душу, и дух. Душа занята эмоциональными, интеллектуальными,
логическими, волевыми проблемами, в то время как дух - это та часть души,
которая призвана общаться с высшим миром.
Очень важно,
что во время поста человек будет соблюдать не только пост телесный, не только
воздержание от пищи, но и воздержание от некоторых поступков духовной жизни -
гнева, очень буйных развлечений. Это нашло отражение и у великих учителей
Церкви, говорящих: "поститесь, братия, телесно, поститесь и духовно".
Духовный пост тоже очень важен, потому что все мы - верующие, неверующие -
духовно, конечно, являемся больными людьми.
Мы можем
быть душевно вполне здоровыми, логически четко мыслить, знать высшую
математику, контролировать эмоции, но при этом дух у нас будет очень поврежден.
Все мы этим страдаем - маловерием, отсутствием любви, - то есть качествами,
которые измеряются уже по иным критериям, чем логическое мышление. Об этом
очень подробно сказано в замечательной книге православного врача, святителя и
исповедника Луки Войно-Ясенецкого "Дух, душа и тело".
- Почему, с
медицинской точки зрения, может быть важным отказ от негативных чувств и
мыслей, страстей, борьба с которыми должна происходить во время поста?
- Мы,
православные медики, убеждены, что болезнь имеет происхождение не только чисто
телесное, но и духовное, причем болезнь и телесная, и душевная. Верующий
человек понимает, что болезнь как правило - это следствие греха, который
присутствует в организме. Об этом можно рассказать даже без привлечения
богословских аргументов. Предположим, человек совершил нехороший поступок - то,
что со всеми нами происходит сплошь и рядом. При этом человек очень редко не
сознает того, что совершил. Он может стремиться забыть свой проступок, загонять
его в себя, стараться себя оправдать, но все-таки след от поступка обязательно
останется, и человек будет носить это ощущение в себе. И когда это сознание
застревает в мозгу, там, в коре головного мозга, создается, даже с чисто
физиологической точки зрения, очаг раздражения, дискомфорта.
По законам
индукции работы мозга, это раздражение распространяется также и вокруг, на
близлежащие отделы, в первую очередь, на так называемую подкорку, которая
находится под корой головного мозга и которая ведает деятельностью наших
внутренних органов - сердца, сосудов, желудка и кишечника. Соответственно, это
возбуждение переходит в подкорку, и оттуда импульсы начинают распространяться
дальше. И вот вам, пожалуйста, - так и начинают возникать и язвенная болезнь, и
гипертония, и астма, и все прочие недуги.
Все это
близко и психосоматике Фрейда, и павловской теории. Но только Фрейд, как
известно, яростный атеист, сводил все к половым инстинктам, все у него было
однобоко. И Павлов также был атеист, хотя и рассматривал эти процессы на более
высоком уровне. Верующие же люди считают, что физическая поврежденность имеет
более глубокие внутренние причины, и в первую очередь это - совесть. Без
понятия "совесть" никак не обойдешься, потому что именно она тревожит
и будоражит человека. Есть такой афоризм, что совесть - это голос Бога, ведь
человеку совершенно непонятно, откуда она берется.
- Можно ли в связи с этим сказать, что пост как просто ограничение в питании
не имеет смысла?
- Да, обычно
в светской прессе делается упор на диетическое значение поста, доказывается,
что это очень полезно - временно перейти на такую облегченную пищу,
растительные продукты, что это типа разгрузки, от которой люди вдобавок еще и
худеют. Это, конечно, очень утилитарное отношение к посту. Ведь пост - это не
разгрузочная диета, а нравственное очищение.
Православные
поздравляют друг друга с началом поста именно потому, что понимают, что это -
великие дни духовного очищения. Сейчас предстоят дни, когда Церковь особо
призывает человека хранить духовную чистоту: особо любить людей, особо
жертвовать собой, стараться делать добрые дела, не совершать не предписанных
поступков. У каждого из нас есть свои страсти и страстишки, которым мы
потакаем, потом каемся в них и снова их совершаем. Вот от этого очень важно
воздержаться.
- Что бы Вы ответили светским людям, которые утверждают, что пост вреден для
здоровья?
- Надо не
забывать, что Церковь не настолько жестока и эгоистична, чтобы заставлять всех
людей поститься по тем правилам, которые были разработаны в монастырях в
средние века. Эти правила поста очень тяжелы и трудны, поэтому Церковь
снисходит к людям, когда им бывает трудно. Во-первых, для больных существуют
многочисленные послабления, причем иногда до такой степени, что пост снимается
совсем. Я однажды был свидетелем того, как одно высокое духовное лицо запретило
поститься больной монахине, когда я сказал, что ей здоровье не позволяет
поститься. А уж людям светским, которым это вдвойне трудно, безусловно,
разрешаются послабления.
Вообще у
церковных людей есть такое выражение: "рвение не по разуму". Надо
понимать, что можно, а что нельзя. Детишек надо очень постепенно приучать к
посту, конечно, давать молоко, которое им нужно для роста. Так же подходит и
Церковь к этой проблеме: если человеку трудно дается пост, он чувствует большую
раздражительность, начинаются телесные, голодные боли, он чувствует, что не
может ни о чем думать, кроме как о еде, то духовник в меру своего разумения,
конечно, ему позволит нарушить пост немного.