О том, как прощать, даже когда все в тебе противится
этому — священник Федор Людоговский.
Прощение должно идти отчасти
от ума, отчасти — от сердца. Что касается сердца — здесь можно
очень долго рассуждать, но правил и указаний, таких, чтобы подходили
абсолютно всем, все равно не придумаешь. Но, может быть, не так
уж плохо идти в прощении и от ума.
Если
мы не хотим простить кого-то — это значит, мы отделяем его
от себя, противопоставляем себя этому человеку. Если вспомнить Евангелие,
Христос отождествляет себя с другими людьми и призывает нас видеть
в наших ближних — Его. Получается, что когда мы враждуем против
человека, тем самым мы враждуем еще и против Христа.
И как же
мы тогда в день по нескольку раз произносим слова молитвы,
оставленной нам Господом: «И остави нам долги наша, якоже
и мы оставляем должником нашим»? Здесь вспоминается известная
история, рассказанная митрополитом
Антонием Сурожским о том, как он, будучи
подростком, не мог простить товарища, и все время спотыкался
на этих словах. И, в конце концов, с помощью священника именно
через эту молитву понял, что все его обиды — пустяки…
Если
человек умом хочет простить, решил, что должен простить, но внутренне
не сразу получается — это вполне понятно. Когда мы кого-то
не можем простить, несмотря даже на все усилия, значит,
мы одержимы страстью. Гнев, обида, гордость… А за одно мгновение
ни сами страсти, ни какие-то их последствия не уйдут.
Сам
я не могу похвалиться, что отношусь к людям, которые
с легкостью прощают обиды.
Суметь
простить сразу, в одночасье — непросто, и далеко
не у всех получается. Понимая это, мы должны пытаться учиться
прощать, не задерживаясь и не рефлексируя по этому поводу.
Если мы стараемся двигаться в нужном направлении, это уже хорошо.
В Евангелии нам прямо сказано: «Любите врагов ваших,
благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь
за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего
Небесного» (Матф. 5:44–45). И действительно, это помогает, когда
начинаешь молиться за людей, которые, как тебе кажется, обидели тебя.
То есть если мы сами не можем сблизиться с обидчиком
непосредственно, у нас есть возможность приблизиться к нему через
Бога.
Если
мы не пытаемся преодолеть обиду, не можем простить, она, как
любая страсть, начинает разрушать нас изнутри. Мне довелось стать свидетелем
конфликта моих знакомых. Как бывает в подобных ситуациях, правых уже
не было, потому что слишком много резкостей сказали люди в адрес друг
друга. Конфликт тянулся, тянулся, пока один из его участников
не нашел в себе силы остановиться и сказать: «Простите, если чем-то
обидел вас». Причем сразу реакции не последовало, и тогда он еще
раз попросил прощения, возможно, уже более искренне. И тогда конфликт
прекратился.
То есть
даже когда кажется, что человек прав, и он действительно прав
по фактам, все равно нужно остановить череду обид. Ведь что важнее —
изо всех сил доказывать свою правоту и при этом, в свою очередь, обижать
другого, или первому сказать «стоп» разрушительности обид?
|