– Вы
крещены, считаете себя христианином?
– Конечно.
– А отчего же не идете в церковь?
– Да знаете, я там был уже однажды, насмотрелся на вашу церковь…. Зашел в
храм, в первый раз, ничего не знаю, робею, столько жизненно важных вопросов –
но куда-то ступил не туда, и какая-то злобная старуха на меня наорала (вариант:
равнодушный поп не выслушал, отнесся без понимания), так что больше я туда не
ходок… Верую сам по себе, читаю дома Библию, молюсь Богу как умею, этого для
меня достаточно.
Примерно
такой диалог хорошо знаком, наверное, каждому священнику. Да и каждый из нас,
так или иначе, сталкивался с таким вот отношением некоторых приходских
аборигенов к вновь зашедшим в храм.
Совсем
недавно один батюшка мне рассказал случай: заходит к ним в храм девица
внешности весьма яркой. На нее тут же набросились бабки-прихожанки: «Ты
что это накрасилась, бесстыдница!» Та опешила: «Да я вовсе не красилась, это я
так всегда выгляжу…» Реакция бабок была потрясающей: «Если уродилась с такой …
внешностью, нечего в храм переться!» — многоточием я заменил некое крепкое
выражение, которое не привел здесь по соображениям пристойности.
Да, не
новость, увы, почти общее место в нашей с вами церковной современности… Меня же
более занимает вот какой момент: что именно мы отвечаем людям, которые,
столкнувшись со «злобной церковью», более в храм ни ногой?
Одна
разновидность ответа: «Ну и что, что наорали! Не обращайте внимания. Ведь вы
идете не к людям, а к Богу…» .
Ответ
неправильный. Не только к Богу мы идем в Церковь. Церковь – это семья: Бог –
Отец, а мы – дети. Братья и сестры. В одиночку к Богу не приходит никто, и заповедь
любить Бога и любить ближнего остается главной заповедью. Ради главного дела
единства, ради преодоления одиночества – Евхаристии, Тела и Крови
Христа, питающих нас и соединяющих с Богом и друг другом, и существует все в
Церкви – храмы, колокола, иконы, догматы, каноны, традиции.
Да, все мы в
Церкви обычные смертные люди, противные, грешные, со своими слабостями – но
какие уж есть. Проявления греха – это да — у нас случаются иногда такие, что не
только от Церкви нас бы надо отлучать, но и попросту порядочному человеку рядом
с нами находиться противно.
Это по
нашему разумению. А если стать на сторону Бога, на сторону отца и матери… Ведь
известно, что чем проблемнее дитя – тем больше болит сердце за него. И всем,
всем Бог желает спастись и в разум истины прийти. И любит всех. Его хватает на
всех, в отличие от нас – мы маленькие, Он большой.
Получив
установку на личное «спасение души», как часто мы хотим перешагнуть,
оттолкнуть, затоптать этих, которые вокруг, мешающих нашему спасению и стяжанию
благодати, как хотим остаться с Богом только один на один! И вот мы стоим в
пустоте перед Ним – и слышим вопрос, исполненный боли и любви: «Где же брат
твой?» — вопрос, уже однажды Богом заданный, сами знаете кому…
Поэтому не
точнее ли будет сказать нашему собеседнику: «Да, ты пришел в храм – но разве
видел Церковь? Ты видел просто злобную старуху или нерадивого священника. Это
еще не Церковь… Разберись в себе: действительно ли хочешь преодолеть свое одиночество,
быть с Богом и иметь жизнь вечную? Если да – пробуй войти в Церковь снова и
снова, и увидишь: там есть и другие люди, и найдешь тех, кто близок тебе по
духу. И поймешь, о чем Церковь говорит в своей молитве: «Сами себе и друг друга
и весь живот наш Христу Богу предадим»…
Догматика,
аскетика, груз церковных традиций – все-таки Церкви две с лишним тысячи лет, не
шутка, много всего наросло. Но как же нам, христианам то ли начала третьего
тысячелетия, то ли конца времен, кто исповесть, надо беречь, если есть, и
искать, если потеряно, именно вот это : «По тому узнают, что вы Мои ученики,
если будете иметь любовь между собою». Священник Сергий Круглов
|