Как часто следует причащаться? Канонические правила
Церкви предписывают не уклоняться от Причастия без уважительной причины.
В Древней Церкви на Литургии причащались все присутствовавшие: люди
приходили на Литургию именно для Причастия, а не для того, чтобы
помолиться и уйти. В византийскую эпоху в тех местах, где Евхаристия
совершалась ежедневно, например, в некоторых монастырях, люди могли
причащаться даже ежедневно, а там, где Евхаристия совершалась по
воскресным дням, как это было в большинстве приходов, причащались раз в
неделю. В IV веке святитель Василий Великий, отвечая на вопрос, как
часто нужно причащаться, писал: "Хорошо и полезно было бы причащаться
каждый день, но мы причащаемся четыре раза в неделю: по средам,
пятницам, субботам и воскресеньям”. Минимальный временной промежуток
между двумя Причастиями – литургический день: нельзя причащаться чаще
одного раза в сутки. Когда мы причащаемся в Великую Субботу, а потом в
Пасхальную ночь, то реально промежуток бывает меньше 24 часов, однако
это уже новый литургический день. Но, как правило, люди не причащаются
чаще, чем раз в неделю, за исключением особых дней – таких как Великий
Четверг, Великая Суббота, Пасха. Некоторые не чувствуют в себе
достаточно сил, достаточно духовной крепости или желания причащаться
каждое воскресенье; они причащаются раз в месяц. Но месяц, который они
проживают от Причастия до Причастия, должен быть для них временем
постоянного внутреннего приготовления к принятию Святых Христовых Таин.
Однозначно ответить на вопрос, как часто нужно
причащаться, нельзя. Я бы сказал так: в идеале причащаться нужно за
каждой Литургией. В то же время мы должны трезво оценивать свои
возможности. Все мы живем на разных уровнях интенсивности духовной
жизни, и не каждый может отдавать Богу всего себя ежедневно. Часто мы не
можем организовать свою жизнь так, чтобы приходить к Причастию даже раз
в неделю. Поэтому общего единого для всех ритма здесь быть не может.
Каждый человек должен почувствовать свой внутренний ритм. В то же время
важно, чтобы Причастие не превращалось в редкое событие, которое
происходит либо по особым случаям, например, в день ангела, либо по
большим праздникам, скажем, только на Пасху и на Рождество. Но будем ли
мы подходить к Святой Чаше несколько раз или один раз в неделю, раз в
две недели или раз в месяц, Причащение должно быть тем стержнем, вокруг
которого выстраивается вся наша жизнь. Иначе говоря, мы призваны к тому,
чтобы вся наша жизнь стала Евхаристией. Молясь, мы просим Господа,
чтобы Он дал нам силы всей нашей жизнью, каждым делом и словом
благословлять Бога "на всякое время”, чтобы душа наша хвалила Господа,
чтобы мы воплощали в жизнь Его заповеди.
Перед Причастием очень важно прочитать молитвы ко
Святому Причащению. Эти молитвы дают человеку возможность настроиться на
соответствующий лад, дают ему понять, в чем, собственно, за-ключается
смысл Причастия. Эти молитвы очень глубоки и содержательны. И чтение их
никогда не должно превращаться в формальность, рутину.
Бывают обстоятельства, когда у нас не хватает времени
для подготовительной молитвы, и самое большее, что мы можем сделать, –
это собраться с силами и прийти на Литургию. В подобных случаях не
следует думать, что, не вычитав молитвы, мы автоматически лишаемся права
на Причастие. Мы можем прочитать одну молитву ко Святому Причащению, но
если мы прочитали ее с вниманием, с полным проникновением в каждое ее
слово – это уже немало.
Кроме того, нельзя забывать, что сама Литургия – это
молитвенная подготовка к Причастию. Приходя на Литургию, мы погружаемся в
ту стихию, которая, подобно морским волнам, приносящим лодку в гавань,
через полтора-два часа приносит нас к Святой Чаше. И если мы внимательно
вслушиваемся в слова, которые поются и читаются во время службы, то
наше переживание Божественной Литургии становится подготовкой к
Причастию. Литургия начинается возгласом "Благословенно Царство Отца и
Сына и Святаго Духа”: эти слова сразу погружают нас в тайну Святой
Троицы. Затем мы слышим антифоны, когда мы призываемся благословлять
Бога: "Благослови, душе моя, Господа. Благословен еси, Господи.
Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя Имя святое Его”. То
есть наше сердце, наши помыслы, все, что внутри нас, должно быть
переориентировано на восхваление Бога. Далее мы слышим Заповеди
Блаженства – правила, по которым должна строиться наша нравственная и
духовная жизнь. Мы слышим чтение Апостола и Евангелия, которые тоже
обращены к нам и должны заставить нас задуматься о смысле христианской
жизни. После Херувимской песни, когда на великом входе Святые Дары
вносятся в алтарь, начинается собственно евхаристическая часть
богослужения, то есть непосредственно относящаяся к преложению хлеба и
вина в Тело и Кровь Христовы. И все это – подготовка к Причащению,
которое увенчивает Литургию, ради которого, собственно, и совершалась
Литургия.
Может быть, не все знают, что исторически малый и
великий входы были не просто церковными церемониями. Малый вход был тем
моментом, когда верующие из притвора входили в храм, так как вся
первоначальная часть Литургии совершалась в притворе. Чтение Апостола и
Евангелия, проповедь, молитвы об оглашенных – все это совершалось в
центральной части храма. Затем из храма удалялись оглашенные, то есть
все те, кто еще не принял Крещение и поэтому не мог причащаться:
поскольку они не причащались, то не должны были присутствовать на самой
Евхаристии. Великий вход был моментом, когда священнослужители входили в
алтарь и вносили туда хлеб и вино, заранее принесенные верующими в храм
в качестве приношения – "проскомидии”. Далее следовала та
евхаристическая молитва, которую большинство наших прихожан, к
сожалению, не слышит и не знает, потому что, по существующей ныне
практике, она, как и некоторые другие молитвы, читается священником
"тайно”, про себя, но изначально эта молитва читалась вслух. В практике
некоторых поместных Православных Церквей, да и в некоторых храмах
Русской Православной Церкви, эти молитвы читаются вслух, и тогда
верующие имеют возможность слышать то, ради чего, собственно, и
совершается Евхаристия, – то самое благодарение, которое по преемству
передано нам святыми апостолами.
Божественная Литургия в том виде, в каком она дошла
до нас, является неким образом, иконой всей человеческой жизни. Если мы
воспринимаем Литургию как руководство к действию, и те слова, которые на
Литургии читаются, поются и произносятся, – как образец, по которому мы
должны строить жизнь, то со временем мы придем к тому, что вся наша
жизнь станет Литургией, то есть все, что бы мы ни делали, будет
посвящено Богу. И не только в момент Причастия, не только находясь в
храме или стоя на молитве дома, но и в других обстоятельствах – на
работе, в семье и даже на отдыхе, мы не будем отрываться от Бога, но
будем жить в постоянном чувстве Его присутствия, посвящая Богу все, что
мы делаем – и в плане профессиональном, и в плане человеческом, и в
плане духовном. Я думаю, что именно ради этого мы причащаемся, и именно в
этом должна заключаться та цель, которую мы перед собой ставим – чтобы
вся наша жизнь преобразилась по образу Христа, – Бога, ставшего
Человеком, – и чтобы она стала одной непрекращающейся Литургией, одним
непрестанным памятованием о Боге и благодарением Бога.
(Иларион Алфеев) материалы взяты с православных сайтов
|