Как подготовиться к первой исповеди?
Дудченко
Андрей, свящ.
Вы задумываетесь о том, чтобы пойти на исповедь, но еще не решились это
сделать? Вас смущает, что вы не знаете, как правильно подготовиться к этому? С
помощью следующих ниже простых советов вы сможете сделать первые шаги.
Исповедь -
таинство примирения с Богом, когда кающийся в присутствии свидетеля-священника
открывает Богу свои грехи и обещает не повторять их, а священник молится о
прощении грехов исповедующегося. От исповеди следует отличать доверительную
беседу со священником, где можно обсудить некоторые подробности своей жизни и
получить ответы на вопросы. Конечно, какие-то вопросы можно решить и во время
исповеди, но если вопросов много или их обсуждение требует длительного времени,
то лучше попросить священника назначить вам время для беседы отдельно. Далее
перейдем непосредственно к советам по подготовке к исповеди.
1. Осознать свои грехи. Если вы задумались об исповеди, значит, вы признаёте,
что в своей жизни что-то делали не так, как нужно. Именно с осознания своих
грехов и начинается покаяние. Что является грехом, а что нет? Грех - это все,
что противоречит Божией воле, или, иначе говоря, замыслу Бога относительно мира
и человека. Замысел Божий о мире открывается в Священном Писании - Библии.
Частичным, наиболее "сжатым" выражением замысла Божия относительно
практической жизни человека являются заповеди - знаменитые Десять заповедей,
данные Моисею на Синае. Суть этих заповедей Иисус Христос свел к следующему:
"Люби Господа Бога всем сердцем своим" и "люби ближнего своего
как самого себя". Перед подготовкой к первой исповеди полезно перечитать
Нагорную проповедь Спасителя (главы 5-7 Евангелия от Матфея) и притчу о
Страшном суде, где Иисус Христос говорит, что жизнь наша будет оцениваться на
основании того, как мы относились к своим ближним.
2. Не использовать "списки грехов". Последнее время среди верующих (как
говорят, "воцерковленных", то есть более знакомых с церковной традицией,
а на практике - и с околоцерковными суевериями) распространены разного рода
"списки грехов". Подготовке к исповеди они скорее вредят, потому что
очень успешно помогают превратить исповедь в формальное перечисление
"того-что-является-грехом". На самом деле исповедь формальной быть не
должна ни в коем случае. Кроме того, среди "перечней грехов"
встречаются и вовсе курьезные образцы, так что брошюры подобного рода лучше
вообще не рассматривать всерьез.
Единственным
исключением может быть самая краткая "памятка" основных грехов,
которые часто не осознаются таковыми. Пример такой памятки:
а. Грехи против Господа Бога:
- неверие в
Бога, признание какой-либо значимости за иными "духовными силами",
религиозными доктринами, помимо христианской веры; участие в иных религиозных
практиках или обрядах, даже "за компанию", в шутку и пр.;
- вера
номинальная, никак не выражаемая в жизни, то есть практический атеизм (можно
признавать умом существование Бога, но жить так, словно неверуюший);
- творение
"кумиров", то есть вынесение на первое место среди жизненных
ценностей чего-либо, помимо Бога. Кумиром может стать что угодно, чему реально
"служит" человек: деньги, власть, карьера, здоровье, знания,
увлечения, - всё это может быть и хорошим, когда занимает соответствующее место
в личной "иерархии ценностей", но, становясь на первое место,
превращается в кумира;
- обращение к
разного рода гадалкам, ворожеям, колдунам, экстрасенсам и пр. - попытка
"подчинить" духовные силы магическим путем, без покаяния и личного
усилия по изменению жизни в соответствии с заповедями.
б. Грехи против ближнего:
- пренебрежение
людьми, проистекающее из гордыни и себялюбия, невнимание к нуждам ближнего
(ближний - не обязательно родственник или знакомый, это каждый человек, который
оказался рядом с нами в данный момент);
- осуждение и
обсуждение недостатков ближних ("От слов своих оправдаешься и от слов
своих осудишься", - говорит Господь);
- блудные грехи
разного рода, особенно прелюбодеяние (нарушение супружеской верности) и
противоестественные половые связи, что несовместимо с пребыванием в Церкви. К
блудному сожительству относится и распространенный сегодня т.н.
"гражданский брак", то есть сожительство без регистрации брака.
Следует, однако, помнить, что зарегистрированный, но невенчанный брак не может
расцениваться как блуд и не является препятствием для пребывания в Церкви;
- аборт -
лишение жизни человеческого существа, по сути, убийство. Следует каяться даже в
том случае, если аборт был сделан по медицинским показаниям. Серьезным грехом
является и склонение женщины к аборту (со стороны мужа, например). Покаяние в
этом грехе подразумевает то, что кающийся больше никогда осознанно не повторит
его.
- присвоение
чужой собственности, отказ от оплаты труда других людей (безбилетный проезд), удержание
заработной платы подчиненных или наемных рабочих;
- ложь разного
рода, особенно - клевета на ближнего, распространение слухов (как правило, мы
не может быть уверены в правдивости слухов), недержание слова.
Это примерный
перечень наиболее распространенных грехов, но еще раз подчеркнем, что подобными
"списками" не стоит увлекаться. Лучше всего при дальнейшей подготовке
к исповеди использовать десять заповедей Божиих и прислушиваться к собственной
совести.
3. Говорить только о грехах, причем собственных. Говорить на исповеди надо о своих
грехах, не пытаясь их приуменьшить или показать извинительными. Казалось бы,
это очевидно, но как часто священники, принимая исповедь, слышат вместо
исповедания грехов житейские истории обо всех родственниках, соседях и
знакомых. Когда на исповеди человек рассказывает о причиненных ему обидах, он
оценивает и осуждает ближних, по сути, оправдывая себя. Часто в подобных
рассказах личные прегрешения представляются в таком свете, что избежать их,
казалось бы, и вовсе невозможно. Но грех - это всегда плод личного выбора.
Крайне редко мы попадаем в такие коллизии, когда вынуждены выбирать между двумя
родами греха.
4. Не выдумывать особого языка. Говоря о своих грехах, не стоит заботиться о том, как
бы их "правильно" или "по церковному" назвать. Надо
называть вещи своими именами, обычным языком. Вы исповедуетесь Богу, Который
знает о ваших грехах даже больше, чем вы сами, и называя грех так, как он есть,
Бога вы точно не удивите.
Не удивите вы и
священника. Порой кающимся стыдно назвать священнику тот или иной грех, либо
есть опасение, что священник, услышав грех, осудит вас. На самом деле
священнику за годы служения приходится выслушивать очень много исповедей, и
удивить его непросто. А кроме того, грехи все не оригинальны: они практически
не изменились на протяжении тысячелетий. Будучи свидетелем искреннего покаяния
в серьезных грехах, священник никогда не осудит, а обрадуется обращению
человека от греха на путь праведности.
5. Говорить о серьезном, а не мелочах. Не надо начинать исповедь с таких
грехов как нарушение поста, непосещение храма, работа в праздники, смотрение
телевизора, ношение/неношение определенного рода одежды и т.п. Во-первых, это
точно не самые серьезные ваши грехи. Во-вторых, это может и вовсе не быть
грехом: если человек на протяжении долгих лет не приходил к Богу, то что ж
каяться в несоблюдении постов, если сам "вектор" жизни был направлен
не в ту сторону? В-третьих, кому нужно бесконечное копание в повседневных
мелочах? Господь ожидает от нас любви и отдачи сердца, а мы ему: "рыбку в
постный день съела" и "вышивала в праздник".
Главное
внимание должно быть уделено отношению к Богу и ближним. Причем под ближними,
согласно Евангелию, понимаются не только люди, которые нам приятны, но все,
встретившиеся нам на жизненном пути. И прежде всего - члены нашей семьи.
Христианская жизнь для семейных людей начинается в семье и ею же проверяется.
Здесь лучшее поле для воспитания в себе христианских качеств: любви, терпения,
прощения, принятия.
6. Начать менять жизнь еще до исповеди. Покаяние на греческом языке звучит
как "метанойя", буквально - "перемена ума". Недостаточно
признать, что в жизни совершал такие-то и такие-то проступки. Бог - не
прокурор, а исповедь - не явка с повинной. Покаяние должно быть переменой
жизни: кающийся намерен не возвращаться к грехам и всеми силами старается
удержать себя от них. Такое покаяние начинается за какое-то время до исповеди,
и приход в храм к священнику уже "запечатлевает" происходящую в жизни
перемену. Это крайне важно. Если человек намерен продолжать грешить и после
исповеди, то может, с исповедью стоит повременить?
Нужно
оговорить, что когда мы говорим об изменении жизни и отказе от греха, то
имеются в виду прежде всего грехи так называемые "смертные", по слову
апостола Иоанна, то есть несовместимые с пребыванием в Церкви. Такими грехами
христианская Церковь издревле считала отречение от веры, убийство и
прелюбодеяние. К грехам такого рода можно отнести и крайнюю степень других
человеческих страстей: злобу на ближнего, воровство, жестокость и прочее, что
может быть прекращено однажды и навсегда усилием воли, сочетающимся с помощью
Божией. Что же касается грехов мелких, так называемых "повседневных",
то они во многом будут повторяться и после исповеди. К этому надо быть готовым
и принимать это смиренно как прививку против духовного превозношения:
совершенных среди людей нет, безгрешен только один Бог.
7. Быть в мире со всеми. "Прощайте, и прощены будете", - говорит
Господь. - "Каким судом судите, таким будете судимы". И еще более
сильно: "Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что
брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником,
и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар
твой". Если мы просим у Бога прощения, то сами должны прежде простить
обидчиков. Конечно, бывают ситуации, когда попросить прощения непосредственно у
человека невозможно физически, либо это приведет к обострению и без того
сложных отношений. Тогда важно, по крайней мере, просить со своей стороны и не
иметь в сердце ничего против ближнего.
Несколько практических рекомендаций. Прежде чем вы придете исповедоваться, неплохо было бы
узнать, когда в храме обычно проводят исповедь. Во многих храмах служат не
только в воскресенья и праздники, но и в субботы, а в больших храмах и
монастырях - и в будние дни. Наибольший наплыв исповедующихся бывает во время
Великого поста. Конечно, великопостный период - по преимуществу время покаяния,
но для тех, кто приходит впервые или после очень долгого перерыва, лучше
подобрать время, когда священник не сильно загружен. Может оказаться, что в
храме исповедуют в пятницу вечером или утром в субботу - в эти дни людей будет
наверняка меньше, чем во время воскресной службы. Хорошо, если у вас есть
возможность лично обратиться к священнику и попросить, чтобы назначил вам
удобное время для исповеди.
Существуют
специальные молитвы, выражающие покаянное "настроение". Их хорошо
прочитать накануне перед исповедью. Покаянный канон Господу Иисусу Христу
печатается практически в любом молитвослове, кроме самых кратких. Если вам
непривычно молиться по-церковнославянски, можно воспользоваться переводом на
русский или украинский язык время исповеди священник
может назначить вам епитимию: воздержание на какое-то время от причащения,
чтение особых молитв, земные поклоны или дела милосердия. Это не наказание, а
средство к тому, чтобы изжить грех и получить полное прощение. Епитимия может
быть назначена, когда священник не встречает со стороны кающегося должного
отношения к серьезным грехам, либо, наоборот, когда видит, что у человека есть
потребность в том, чтобы что-то сделать практически для "изжития"
греха. Епитимия не может быть бессрочной: она назначается на какое-то
определенное время, и потом должна быть прекращена.
Как правило,
после исповеди верующие причащаются. Хотя исповедь и причастие - два разных
таинства, лучше подготовку к исповеди соединить с подготовкой ко причащению.
Если эти
небольшие советы помогли вам в подготовке к исповеди - слава Богу. Не
забывайте, что это таинство должно быть регулярным. Не откладывайте следующую
исповедь на долгие годы. Исповедь не реже раза в месяц помогает всегда быть
"в тонусе", внимательно и ответственно относиться к своей
повседневной жизни, в которой, собственно, и должна быть выражена наша
христианская вера.
|