Великий пост в 2013
году
продолжается с 18 марта до 4 мая (по н.ст.). Пасха — 5 мая.
Великому
Посту предшествуют три подготовительные недели -
- Неделя о мытаре и фарисее
- Неделя о блудном сыне
- Неделя о Страшном Суде
(последний день вкушения мяса) 10 марта 2013
Первая подготовительная неделя к Великому Посту —
Неделя о мытаре и фарисее
Во время
первой подготовительной недели, которая называется «Неделею мытаря и фарисея»,
нет поста в среду и пятницу, поэтому она называется «сплошной седмицей» (24
февраля в 2013 г.). Во время Литургии в это воскресенье читается из
Евангелия «О мытаре и фарисее» (Луки 18:10-14).
Притча о мытаре и фарисее
«Два
человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став,
молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди,
грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю,
даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже
поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко
мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели
тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя
возвысится.»
Эта притча
задает тон на весь пост и показывает, что только слезная молитва и смирение,
как у мытаря, а не перечисление своих добродетелей, как у фарисея, могут
снискать нам милосердие Божие, только тогда мы сможем увидеть свои ошибки и
измениться к лучшему. Она нас учит, что мы должны подойти к посту с покаянием и
без гордыни.
С этой
недели до пятой недели Великого Поста за Всенощным бдением, после чтения
Евангелия, поется покаянная молитва: «Покаяния отверзи ми двери» …
Вторая подготовительная неделя к Великому Посту — о
Блудном Сыне
Во время
второй подготовительной недели, которая называется «Неделей о блудном Сыне»,
среда и пятница постные (3 марта в 2013). В воскресенье перед этой неделей на
Литургии читается Евангелие «О блудном сыне»(Луки 15:11-32).
Притча о блудном сыне
У некоторого
человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую
мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней
младший сын, собрав все, пошел в дальнюю страну и там расточил имение свое,
живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он
начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал
его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками,
которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько
наемников у отца моего избыточествует хлебом, а я умираю от голода; встану,
пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже
недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и
пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец и сжалился; и,
побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил
против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал
рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку
его и обувь на ноги; и приведите откормленного пеленка, и заколите; станем есть
и веселиться! Ибо этот сын мой был мертв и ожил, и пропадал и нашелся. И начали
веселиться. Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к
дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это
такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного
теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же
его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе
и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка,
чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший
имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он
же сказал ему: сын мой! Ты всегда со мною, и веемое твое, а о том надобно было
радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся
(Лк.15,11-32).
В этой
притче Иисус Христос рассказал о том как блудный (блуждающий) сын вернулся в
свой отчий дом. Так и мы иногда уходим от Господа Бога, нашего Отца, а этим
чтением Святая Церковь зовет нас вернуться к Нему и поучает нас надеяться на
милосердие Божие, если мы искренно покаемся в своих грехах.
В эту
неделю, а также и в следующие за нею две недели, на Всенощной после полиелея
поется псалом: «На реках Вавилонских тамо седохом и плакахом, внегда
помянути нам Сиона»… Этот 136-й псалом описывает страдания евреев в плену
Вавилонском и скорбь их об отечестве. Слова этого псалма по отношению к нам
внушают мысль о нашем духовном плене, плене греховном и о том, что мы должны
стремиться к своему духовному отечеству, Небесному Царствию.
Третья подготовительная неделя к Великому Посту — о
Страшном суде
Воскресенье
за неделю перед Великим постом носит название Недели мясопустной (в этот день
последний раз до Пасхи можно есть мясо), или неделей о Страшном суде (10
марта в 2013 году).
Притча о Страшном суде
Когда же
приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет
на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от
других, как пастырь отделяет овец от козлов; 33и поставит овец по правую Свою
сторону, а козлов — по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону
Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам
от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня;
был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы
посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в
ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и
напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда
мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?
И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из
сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.
Тогда скажет
и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный,
уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал,
и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели
Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ:
Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим,
или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ:
истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не
сделали Мне. И пойдут сии в му’ку вечную, а праведники в жизнь вечную.
В субботу
мясопустную, которая называется также вселенской родительской субботой, Церковь
совершает поминовение усопших и особенно молится о тех умерших, которые
не получили церковного отпевания или вообще церковной молитвы.
Напоминая о
последнем Суде Христовом, Церковь вместе с тем указывает и истинный смысл самой
надежды на милосердие Божие. Бог милосерд, но Он и праведный Судия. В
богослужебных песнопениях Господь Иисус Христос называется правосудным, а Суд
его — праведным и неподкупным испытанием (неумытное истязание, неумытный суд).
И закоренелые, и беспечно полагающиеся на милосердие Божие грешники должны
поэтому помнить о духовной ответственности за свое нравственное состояние, а
Церковь всем своим богослужением этой Недели стремится привести их к осознанию
своей греховности.
Неделя сырная — Масленица. Прощеное
воскресенье
Последняя
неделя называется «Мясопустною» или «Сырною» или по народному «Масленица» — 11–17
марта 2013. В эту неделю среда и пятница не постные, но уже нельзя есть мясо;
но молоко, яйца, рыбу, сыр, масло и все другое можно. По старому русскому
обычаю, в это время пекутся блины и устраиваются всякие увеселения.
В
песнопениях Сырной седмицы воспоминается грехопадение Адама и Евы, произошедшее
от невоздержания, и содержится восхваление поста с его спасительными плодами.
Этим чтением Церковь напоминает нам, что мы должны делать добрые дела и зовет
грешников к покаянию напоминая что за все грехи нам придется отвечать.
Последнее
воскресенье перед Великим Постом называется «Сыропустом», потому что им
оканчивается вкушение сыра, масла и яиц.
На литургии
читается Евангелие с частью из Нагорной Проповеди (Матфея 6:14-21), где
говорится о прощении обид нашим ближним, без чего мы не можем получить прощения
грехов от Отца Небесного, о посте, и о собирании небесных сокровищ.
Сообразно с
этим Евангельским чтением, христиане имеют благочестивый обычай просить в этот
день друг у друга прощения грехов, ведомых и неведомых обид и принимать все
меры к примирению с враждующими. Это первый шаг на пути к Великому Посту.
Потому это воскресенье принято называть Прощеным воскресеньем — 17
марта в 2013 г.
Вечером,
после вечерни, священник подает пример и первый у всех просит прощение. После
этого, все прихожане подходят и испрашивают у него прощение, а также и у друг
друга. В этот день, все делают все от себя возможное чтобы со всеми
примириться. В некоторых церквах постная вечерня служится сразу после литургии.
Материал взято с православных сайтов
|