В первые четыре дня Великого поста великое повечерие совершается с чтением канона прп. Андрея Критского,
но он не в заключительной части, а в самой первой. Начинается служба
так: «Благословен Бог…» обычное начало и 69 псалом, который находится в
третьей части великого повечерия, но в эти четыре дня переносится на
начало, и тогда на своем обычном месте уже не повторяется. После 69
псалма сразу следует чтение канона прп. Андрея Критского.
Великий канон — это чудо всей церковной гимнографии,
это тексты удивительной силы и красоты. Начинается он текстом,
обращенным ко Христу: «Откуда начну плакати окаяннаго моего жития
деяний? Кое ли положу начало, Христе, нынешнему рыданию?» — с чего же
начать мне каяться, ведь это так трудно. Затем следует знаменитый
тропарь: «Гряди, окаянная душе, с плотию твоею. Зиждителю всех
исповеждься…» Удивительные слова, тут и христианская антропология, и
аскетика: плоть тоже должна участвовать в покаянии, как неотъемлемая
часть человеческого естества. Великий канон принадлежит к разряду покаянных церковных песнопений.
Весь он направлен к тому, чтобы пробудить душу от греховного усыпления,
раскрыть перед нею, как пагубно греховное состояние ее, побудить ее к
строгому самоиспытанию, самоосуждению и раскаянию, подвигнуть к
отвращению от грехов и к исправлению жития.
С этой целью творец канона приводит на память грешнику лица, деяния и
события из ветхозаветной и евангельской истории, начиная с сотворения
Адама, и применяет сказания о них к нравственному состоянию и
потребностям души, извлекает из этих сказаний обличения, угрозы,
утешения, предостережения и наставления.
|