Рождественский пост — как его провести, чтобы он не прошел мимо?
Об этом размышляет замечательный поэт и священник Сергий Круглов.
Рождественский пост —
преддверие Рождества, время замечательное. Индустрия в наше время хорошо
развита. Достаточно посмотреть, сколько много всего у нас: православные
ярмарки, чуть ли не православные рестораны. Поэтому постная кухня у нас обширная зело.
Пост — время хорошее. Перемена стола никогда не повредит.
Самое главное, не
забыть, для чего нам все это надо?
Когда мы с вами приходим
в храм, нам бы не забыть, что все, что мы там делаем, Богу в принципе не надо.
Это надо нам.
Это очень простая мысль,
совершенно банальная. Ее знают все, но все время про нее забывают.
Мы забываем про нее не
потому, что у нас память дырявая, а просто в силу нашей детской природы. Бог —
Отец, а мы у Него — дети. А дети — они всегда обычно полоротые: вот они
заиграются и забудут что-нибудь.
Мать говорит: «Иди делай
уроки!» — «Сейчас!» — «Делай уроки!!!» — «Сейчас, я еще не доиграл!» Бежит
потом… Мать его изловит, конечно, надерет, за стол посадит и скажет: «Сиди,
делай уроки! Сто лет мне твои пятерки не нужны! Тебе они нужны. Будешь балбесом
— пойдешь дворником работать».
Вот примерно такие живые
отношения — все, что делается в Церкви. И делается это для нас, тот же самый
пост. Поэтому поститься всегда легко, приятно и весело, потому что мы от него
получаем пользу. Ведь так?
Алкоголик, который любит
выпить, от водки получает пользу и удовольствие до поры до времени.
Спортсмен, который
занимается спортом, качая железо, получает удовольствие.
Парень с девушкой пошли
на дискотеку, пляшут до утра до посинения, потому что им это нравится, им это в
кайф!
А нам?
Надо, чтобы человеку
нравилось поститься. Чтобы он понимал, для чего он это делает, получал
удовольствие.
Но поскольку пост — это
все-таки аскеза, аскетическое упражнение, то он все-таки ближе к спорту, чем к
распитию водки или еще какому-то чистому кайфу. Он ближе к спорту, т. е.
сопряжен с ломотой.
Люди, которые ходят в
спортзал, прекрасно понимают, что боль (не резкая, острая, травматическая, а
нормальная мышечная боль) — это хороший признак, признак того, что мышечные
волокна расширяются, растут, нарастает масса. А как иначе? Так людям, которые
качаться ходят, это нравится. Они понимают, что это на пользу, зато потом на
пляж как выйдут!..
Вот так и человек,
который постится, должен получать от этого пользу и удовольствие, пусть даже
это сопряжено с какой-то болью и с неприятностью — с тугой, скажем так.
В аскетическом отношении
надо больше заниматься собой. А мы часто занимаемся собой в каких-то других
вопросах: когда нас просят по-христиански оказать действенную помощь ближнему.
Давайте поможем бедным и
больным! Вон бомж под забором замерзает — давайте его куда-нибудь в теплое
место перенесем хотя бы (я уж не говорю о том, чтобы привести домой в ванной
помыть). Ах, нет, мы должны заниматься собой, своим богосозерцанием,
богомыслием…
Нет. Этого не надо
делать. Собой надо заниматься именно в аскетическом смысле. Себя постить, себя
упражнять, себя бороть, томить томящего самого себя.
А вот других постить не
надо. Тогда пост и принесет радость. Потому что о себе мы еще кое-как можем
позаботиться, а если заботиться еще и об окружающем мире… За одним не доглядел,
за вторым, один убежал тайком, перестал поститься, второй, третий… Детей
насильно постишь, а они не хотят поститься: ты им втуляешь какую-нибудь кашу
без сахара и без масла, а они тайком чипсов где-нибудь наедятся… Сплошные
заботы. Сон потеряешь и последний аппетит.
Надо помнить, что пост
дело радостное, что он нужен для нашего духовного здоровья, да и телесного
тоже.
И поэтому, раз мы
занимаемся во время поста больше собой — значит, меру поста больше всего
определяет себе сам человек.
«Ой, какая страшная
ересь! — сейчас скажут люди. — Как же так, ведь, конечно же, батюшка должен
определять меру поста!»
Конечно. Разумеется.
Если у человека есть духовник — само собой, с ним нужно это обговорить. Но тем
не менее свою голову на плечах иметь полезно.
Вот у человека целый
«букет Абхазии», набор: язва желудка, панкреатит, диабет. Такие люди приходят к
батюшке (с которым, тем более, давно знакомы) и говорят: «Батюшка! Я согрешила!
Благословите на молоко на пост!»
- Петровна! Я тебя сто
лет знаю! Сколько раз можно с одним и тем же?!
Поэтому прежде всего
надо решать самим, определять свою меру. Это значит, что человек не просто
листает постный устав, а что он думает о себе, о своей душе, о своем духовном
устроении и пытается разобраться, как пост поможет этому духовному устроению.
Это значит, что человек вообще думает о своей христианской жизни.
Это очень хорошо.
А уже потом, уже с тем,
что он надумал, он идет советоваться к духовнику или еще к кому-то. Ведь
человек живет не один, а пост — вообще дело христианское.
Человек живет в Церкви,
и поэтому во всем советуется с Церковью, хотя бы в лице Ее представителя
— приходского батюшки.
И всем, конечно,
всемерно желаю веселого, замечательного, хорошего, легкого поста, который
принесет одну только пользу и никакого вреда.
|